Русский эксперимент Наталии Гончаровой
Крупнейшая выставка одного из самых заметных представителей русского авангарда Наталии Гончаровой открылась в Третьяковской галерее.
Представлены 400 работ художницы, написанные почти более чем за полвека — с 1907 по 1959 год. Огромный период, если вдуматься — за это время пришли и ушли целые направления в живописи. Да и сама Гончарова отдала дань многим из них — кубизму, лучизму, футуризму, беспредметным композициям. В её творчестве специалисты различают русский, французский и «экспериментальный» периоды.
Нынешняя выставка проходит через 100 лет после первой большой персональной выставки художницы. Помимо живописи и графики, здесь и эскизы к спектаклям «Русских сезонов» в Париже, костюмов и тканей для домов моды, книжные иллюстрации.
Крупнейшим собранием работ Гончаровой владеет сама Третьяковка. В Россию, кто не помнит, оно попало по завещанию Александры Томилиной, последней жены Михаила Ларионова (его первой женой была Гончарова). Но собранием галереи всё не ограничилось — в Москву прибыли работы из почти двух дюжин отечественных и зарубежных музеев: парижского Центра Жоржа Помпиду, Музея моды Гальера, Музея Людвига в Кёльне, амстердамского Стеделийк-музея и др.
Любители русского авангарда увидят самые известные картины Гончаровой, в том числе «Автопортрет с жёлтыми лилиями» (1907-1908), «Завтрак» (1924), «Сбор винограда» и «Жатва» (1911), полиптих «Испанка» (1924), «Портрет Ларионова» (1913).
Наталия Гончарова — одна из самых «русских» представителей русского авангарда. В её творчестве прослеживается связь с традициями древнерусской иконописи, деревянной скульптурой, лубком. «Русские» искания наложились на европейскую основу уроков Ван Гога, Гогена, Матисса и Пикассо, а из русских художников — Коровина и мужа художницы, Михаила Ларионова. Неслучайно выставка называется «Наталья Гончарова. Между Востоком и Западом».
Впрочем, свои поиски «Востока» Гончарова с 1915 года, когда она приехала в Париж для оформления «Русских балетов» Сергея Дягилева, и до самой смерти в 1962 году, проводила за границей. Хотя, конечно, Париж первой половины XX века, особенно после Революции в России и Гражданской войны, — город не совсем чужой русским.
Русский период творчества Гончаровой (1907–1915) представлен жанрами, наиболее важными в период её художественного самоопределения: это пейзаж и натюрморт. Другой пласт этого периода — «крестьянский цикл» и религиозные композиции.
Французский период — отчасти продолжение русского, здесь есть место и пейзажам, и бытовым сценкам, и натюрмортам. Повторяющийся мотив — магнолии, а также образ испанки, появляющийся в работах Гончаровой после поездки в Испанию.
Сейчас Гончарова — самая дорогая русская художница и одна из самых (если не самая) дорогих художниц в мире. Её картинам принадлежит сразу несколько рекордов на престижнейших аукционах — Sotheby's и Christie’s. Только одна её картина «Испанка» (1916 год), проданная в 2010 году на торгах дома Christie’s, обошлась покупателю в 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов, что является абсолютным рекордом среди женщин-живописцев.
Вряд ли это случайность. Экспериментами пронизана вся творческая судьба Гончаровой. Ещё в молодости она увлеклась наполовину пародийными идеями «всёчества». В манифесте «всёков» сказано: «Все стили мы признаём годными для выражения нашего творчества, прежде и сейчас существующие». Отсюда — необыкновенная лёгкость в смене стилей, непрекращающийся эксперимент. Собственно, таким экспериментом был весь русский авангард.
Выставка будет открыта до 16 февраля 2014 года.
Елена Вешкина