EN
 / Главная / Публикации / «В каждом россиянине есть капелька кочевой крови». В Историческом музее открывается выставка об истории кочевых народов Евразии

«В каждом россиянине есть капелька кочевой крови». В Историческом музее открывается выставка об истории кочевых народов Евразии

Елена Хрулёва04.04.2024

Василий Верещагин. «Киргизские кибитки на реке Чу», 1869 – 1870 гг.

На протяжении многих столетий кочевники способствовали развитию военного дела, дипломатии и торговли у оседлых жителей Старого Света, постепенно внедряясь во все сферы жизни средневековых государств.

Россия также постоянно находилась в контакте с ними. В Европе нет другой страны, которая бы на протяжении всей своей истории взаимодействовала с кочевым миром.

С 9 апреля по 9 сентября 2024 года в Государственном историческом музее пройдёт выставка «Дикое поле. В вечном движении», посвящённая истории и культуре кочевых народов. Интерес к этой теме в то время, когда Россия всё больше осознаёт себя как евразийскую державу, вряд ли случаен.

«Дикое поле» – область причерноморских и приазовских степей по сторонам от Днепра, – но кураторы выставки не ограничились конкретными географическими границами. Используя этот термин как метафору, они предлагают изучить особенности воинственного и мирного взаимодействия оседлого и кочевого населения на территории степей всей Северной Евразии, раскрыть многогранный образ кочевого мира Великой Степи.

В современном обществе образ кочевника представляют достаточно стереотипно – грозный всадник, вооружённый луком и стрелами. Это основано на рассказах о жёстких завоеваниях кочевых народов, а также о великих империях, которые они создавали на бескрайних степных просторах Северной Евразии. Скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары, печенеги, половцы, монголы на протяжении тысячелетий наводили страх на население соседних государств завоевывая, грабя или вовсе уничтожая их города и поселения. Однако, уверены организаторы, всё это осталось в прошлом.

– Выставка раскрывает кочевничество не как изжившее себя явление прошлого и не только как воплощение степной разрушительной силы, но как источник особой энергии и динамики, исконно присущих человеку и столь необходимых ему в настоящем и будущем,говорит генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Создатели выставки предлагают зрителям совершить путешествие во времени, по-новому открыв для себя далёкий мир кочевых народов. В экспозиции впервые объединены археологические памятники, произведения ювелирного искусства, оружие, доспехи, одежда, предметы быта кочевых племён, населявших территорию Северной Евразии, гравюры, рисунки, фотографии, произведения живописи и скульптуры XVIII – ​начала XXI из различных музейных и частных собраний нашей страны. Они собраны из коллекций Исторического музея, Третьяковской галереи, Кунсткамеры, Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственного музея Востока, а также Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника и Ростовского областного музея краеведения.

В одном из разделов экспозиции любой желающий сможет создать свой уникальный портрет в образе цифрового кочевника при помощи искусственного интеллекта. VR-зона переместит посетителей в пространство кочевой юрты, где гости послушают эпос у костра, сыграют на виртуальных инструментах народов степи и познакомятся с их верованиями. Финальной точкой экспозиции станет возможность получить свой личный цифровой тотем и напутствие от древних духов.

– Современный глобальный мир столь же подвижен, как степные просторы Евразии. Многие люди, как и кочевники прошлых эпох, стремятся к свободе перемещений, к миру без границ. Интернет расширил Великую Степь, став бесконечным пространством для познания и самовыражения, – отметил Артем Коновалов, креативный директор компании LOOKY, команда которой создала экспозицию «Цифровой кочевник».

Помимо, собственно, экспозиции, выставка предусматривает проведение различных лекций от профильных специалистов, мастер-классов и интерактивные программы для детей и подростков. Так, например, изучая карты, записки путешественников и памятники на экспозиции выставки, школьники раскроют для себя особенности кочевого образа жизни и познакомятся с отдельными страницами истории кочевых народов. Также юным посетителям будет предложено пройти так называемую Школу юного кочевника, где они узнают, как прожить в степи, построить юрту и закончится она квестом, где нужно найти элементы для спасения на представленных произведениях искусства.

По словам авторов выставки, они пытались показать зрителю, как взаимоотношения кочевых народов с Россией повлияли на историю нашей страны и на то, кто мы сегодня. Ведь мы носители тех генов и «в каждом россиянине есть капелька кочевой крови», уверена главный научный сотрудник отдела археологических памятников Государственного исторического музея, куратор выставки Наталья Шишлина.

– Нам хотелось показать, почему сегодня, в цифровую эпоху, нам может быть интересен этот образ, можем ли мы в нём увидеть что-то важное и актуальное для нас сейчас, – сказала научный сотрудник Государственного исторического музея, куратор выставки Залина Тетермазова. – Энергия динамики, движения, мобильность, лёгкость отзывается современному ритму. Великая Степь растворяется в пространстве интернета.

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева