EN
 / Главная / Публикации / Молодое искусство в ЦДХ

Молодое искусство в ЦДХ

16.07.2012

Фото РИА \

«Детская биеннале», как обычно называют детище Московского государственного центра современного искусства, на этот раз приобрела европейский лоск. Если раньше её выставки были похожи на анархический капустник, в котором произведения боролись за место под солнцем, то теперь художники наслаждаются невероятными площадями ЦДХ, где рядом с каждой работой – уважительная дистанция в два-три метра. Работы помещены в архитектурную инсталляцию невиданной красоты. Все стены обшиты некрашеным ДСП. Выбор материала – это, видимо, метафора дешевизны и свежести молодого искусства. Выглядит, особенно как фон для фотографии, просто замечательно: фактура ДСП даёт мягкую матовую рябь. Такого перерождения ЦДХ не видел с 2006 года, когда архитектор Борис Бернаскони закрыл все стены непрерывной лентой из полиэтилена на ретроспективе известного акциониста и скульптора Олега Кулика. 

Немецкий куратор Катрин Беккер, руководитель видеопрограммы Новой берлинской ассоциации искусств, назвала свою выставку «Под солнцем из мишуры». Она хотела показать, что нынешняя молодёжь находится в постоянном медиапотоке, наблюдая окружающий мир через прямоугольное окно компьютера. Выставка получилась о том, что картинки из телевизора пролезут всюду. Как на занавеске австрийки Сары Декристофоро: в буколических пейзажах кроются представители ку-клукс-клана, террористы, полицейские-садисты и прочая нечисть из новостей, с которой художница, скорее всего, никогда не сталкивалась. Не менее примитивно, но характерно для выставки, выглядит и работа итальянца Данило Корреале, попросившего индийского хироманта прочесть судьбу крупнейших финансистов мира по распечатанным из Интернета ладоням. Искусство такого рода, в сущности, прибегает к тем же приёмам, что и жёлтая пресса, поэтому забывается столь же быстро, как и заметка о предсказаниях Ванги.

В противовес такому остроумию Беккер показывает огромное количество фоторепортажей, которые с сокращением бюджетов на фотоистории в крупнейших мировых журналах, всё чаще оказываются востребованы в музеях и галереях. Самых выдающихся авторов, африканцев Питера Хьюго и Михаэля Субботски, мы уже видели в Мультимедиа Арт Музее в достаточном количестве. Фото мигрантов Анастасии Хорошиловой и рыбаков Пабло Сулеты Сара, при всём профессионализме, пресноваты.

Беккер прилично разбирается в видео, так что дотошному зрителю следует запастись терпением и словарём: практически все фильмы на выставке идут без перевода, максимум – английские субтитры. Тематический диапазон здесь шире, чем у всех статичных картинок, вместе взятых: от кривляний Райана Макнамары в работе «Последние новости крови и кишок» до политического видео о Белоруссии участницы последней Берлинской биеннале Марины Напрушкиной. 

Не обошлось и без Абу-Грейба, революции в Сирии, Ливане и Египте, трудовых мигрантов, а также крушения финансовых рынков. Работы выбранных Беккер художников, не связанные с политикой и репортажами из экзотических и (или) горячих точек, напоминают схемы эвакуации при пожаре. На этом фоне инсталляция участницы Венецианской биеннале – 2011 Анны Титовой «Чулан», представляющая собой нечто вроде пространственного эскиза девичьей спальни, выглядит нарышкинским барокко. Кстати, Титова, безусловно, молода, но опытна, как и большинство русских участников «Под солнцем из мишуры». Тут Беккер решила сыграть наверняка. Никакая дичь не пролезла, имена сплошь известные. Наверное, это правильно и по-взрослому – делать биеннале по современным европейским рецептам. Правда, позиция современного интеллектуала, страстно мечтающего восстановить искусство в жизнестроительных правах, проникнута сухой дидактикой. Молодёжь, не успев перебеситься, отправляется снова в школу. Впрочем, учиться сейчас тоже модно.

Валентин Дьяконов
Источник: «Коммерсант-Власть»

Также по теме

Новые публикации

Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Цветаева