EN
 / Главная / Публикации / Каннский фестиваль: есть победы и у русского кино

Каннский фестиваль: есть победы и у русского кино

28.05.2012

В минувшее воскресенье завершился 65-й Каннский фестиваль. 22 картины участвовали в его основном конкурсе. Все они сделаны самыми известными и даже культовыми режиссёрами, не раз участвовавшими в этом фестивале. Дебютантам тут места не нашлось, как и режиссёрам-женщинам, что вызвало протестные акции местных феминисток и выкрики: «Да здравствует женщина!» на ряде фестивальных мероприятий.

«Любовь» страдающая

Жюри возглавлял итальянский режиссёр Нанни Моретти. Как уже известно, главная награда фестиваля «Золотая пальмовая ветвь» присуждена австрийской картине «Любовь» Михаэля Ханеке, который стал теперь двукратным обладателем этой вожделенной для многих премии. Совсем недавно он получал её за «Белую ленту». Есть у Ханеке и Гран-при Канн за «Пианистку».

Новый фильм рассказывает о пожилых супругах, до последних дней заботящихся друг о друге. Ханеке не скупится на физиологические нюансы, показывает процесс умирания словно под микроскопом. Главные роли великолепно исполнили Эмманюэль Рива и Жан-Луи Трентиньян, не работавший в кино уже четырнадцать лет. В Каннах он рассказывал: «Я уже давно не снимаюсь. Не хотел больше играть в кино, очень люблю театр. Согласился только потому, что эту роль мне предложил Ханеке, а он – один из величайших режиссёров в мире. Но больше этого не повторится».

Эмманюэль Рива говорила, что снималась в фильме про умирание. Сам Ханеке прокомментировал свою работу так: «Дожив до определённого возраста, каждый из нас сталкивается со страданиями близкого человека, которые сложно переносить. Размышляя над этим, я и приступил к работе над фильмом. Но у меня не было намерений рассуждать о месте стариков в обществе. Я рад, что снял простой фильм».

Приз за режиссуру получил талантливейший мексиканский режиссёр Карлос Рейгадас, снявший картину «После мрака свет».

Молодой румынский режиссёр Кристиан Мунджиу, тоже имеющий «Золотую пальмовую ветвь», отмечен за сценарий фильма «За холмами». Две его исполнительницы Космина Стратан и Кристиана Флутур награждены малой «Пальмовой ветвью» за лучшую женскую роль. Они дебютантки в кино. Действие фильма происходит в одном из румынских монастырей, где по разным причинам оказываются девушки, и для одной из них пребывание там обернётся смертью. Мунджиу писал сценарий на основе реальных событий, случившихся в Румынии.

Лучшим актёром назван Мэдс Миккельсен – едва ли не самый популярный актёр Дании, исполнитель главной роли в картине «Охота» Томаса Винтерберга. Этот фильм также возник благодаря многочисленным публикациям в прессе о сексуальном насилии в отношении детей. Миккельсену досталась роль учителя, которого обвиняют в развратных действиях по отношению к его маленькой воспитаннице, обладающей сильным воображением. Живущие с ней в одном доме родственники только усугубляют детские фантазии. Так что в педофилии обвиняют невинного человека.

Призом жюри отметили и фильм классика британского кино Кена Лоуча «Доля ангелов», который и на сей раз остался верен злободневной социальной тематике, однако снял комедию про парней из Глазго, промышляющих продажей виски.
Гран-при достался живописной итальянской картине «Реалити» Маттео Гарроне о торговце рыбой, совершенно свихнувшемся на телешоу и утратившим интерес к повседневной жизни и семье. Внимание Моретти к творчеству соотечественника объяснимо, но могли быть и более взвешенные решения относительно столь весомой награды.

«Катя – тебе»

Жаль, что остался без внимания жюри безумный фильм французского режиссёра Лео Каракса «Божественные моторы». Хотя никто и не ожидал, что он будет интересен именно Моретти. Пять лет назад Каракс вместе с женой актрисой Катей Голубевой приезжал в Россию на фестиваль «Дух огня» в Ханты-Мансийск. А совсем недавно Екатерина ушла из жизни, оставив сиротами ещё не взрослых детей. Финальный кадр с портретом жены Каракса сопровождается словами на русском языке без англоязычных субтитров: «Катя – тебе». Голубева когда-то снималась в литовском кино у своего первого мужа Шарунаса Бартаса, работала на французских картинах с Брюно Дюмоном, Клер Дени, Караксом, совсем немного в российском кино, в частности, с Кириллом Серебренниковым. «Божественные моторы» буквально окутаны погребальной тональностью, но это комедия трагического абсурда или драма, низведённая до фарса. В зависимости от того, кто и как способен воспринимать столь необычный фильм.

Русское кино

Картина Сергея Лозницы «В тумане» отмечена престижной наградой Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ. Это уже второе появление режиссёра в каннском конкурсе. Два года назад он многих шокировал сильным и энергичным фильмом «Счастье моё». Родившись в Белоруссии, Сергей с шестимесячного возраста рос в Киеве, где получил первое техническое образование, потом уже учился режиссуре во ВГИКе в Москве, снимал документальное кино и работал в Санкт-Петербурге. В настоящее время Сергей Лозница живёт в Германии. Именно там нашлись деньги, на которые и снят его новый фильм по одноимённой повести Василя Быкова. В производстве также принимали участие Беларусь, Латвия, Нидерланды и Россия.

События происходят в 1942 году в Белоруссии. Правда, снимали картину, в Латвии, на территории некогда Витебской губернии. Там ещё сохранилась деревенская архитектура, напоминающая белорусскую. Снимать о Второй мировой войне сегодня трудно, всё меньше её очевидцев, фактически ушло поколение режиссёров-фронтовиков, знавших обо всём не понаслышке. Но Лозница снимал не про войну. Ему важно было поговорить о самосохранении в трудных обстоятельствах. Остаться человеком в нечеловеческих условиях, когда все вокруг считают тебя предателем из-за того, что ты чудом остался цел, побывав в немецком плену, – практически невозможно.

В программе киношкол «Синефондасьон» участвовал российский фильм «Дорога на…» Таисии Игуменцевой. Она недавно закончила ВГИК, мастерскую Алексея Учителя. Теперь он признаётся, что сомневался в том, брать ли её на курс, однако взял, а недавно защищал от преподавателей ВГИКа, которые не приняли фильм Таисии из-за нецензурных слов и поставили четвёрку. И то со второго захода. Таисия проявила самостоятельность и отправила свой фильм на Каннский фестиваль, причём спустя какое-то время после дедлайна. Но картина понравилась отборщикам, её включили в программу. В итоге Таисия Игуменцева получила первый приз из рук бельгийского режиссёра Жан-Пьера Дарденна. Помимо 15 тысяч евро, она впредь имеет право участия со своей полнометражной картиной в Каннском фестивале.

Каннская классика

В программе «Каннская классика» показали отреставрированные фильмы разных лет, в том числе и снятый в США «Поезд-беглец» Андрея Кончаловского. Он лично его представлял, а потом выходил на сцену в зале Дебюсси перед показом фильма, созданного к юбилею Каннского фестиваля, наряду с ещё шестнадцатью коллегами – Нанни Моретти, Аббасом Киаростами, Кеном Лоучем, братьями Дарденнами, Клодом Лелушем, Дэвидом Кроненбергом, Романом Полански.

В программе «Особый взгляд» участвовала казахстанская экранизация романа Достоевского «Преступление и наказание» – «Студент» Дарежана Омирбаева. Несколько лет назад этот режиссёр весьма радикально подошёл к адаптации «Анны Карениной», переместив её в наши дни и оправив главную героиню поездом из Алма-Аты в Астану («Шуга»). «Преступление и наказание» тоже перенесено в современный Казахстан. Раскольников новейшего времени убивает продавца продовольственного магазина, а вовсе не старуху-процентщицу. Когда к тому пришла бабулька, и ей не хватило какой-то мелочи, чтобы заплатить за растительное масло, он весьма грубо ей отказал в покупке, не предоставил кредит. Да и Соня Мармеладова – не падшая женщина, а глухонемая, но в любом случае она – страдалица. Картина снята на русском языке.

Светлана Хохрякова

 

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Цветаева