EN
 / Главная / Публикации / Восемь историй про мам к Восьмому марта

Восемь историй про мам к Восьмому марта

02.03.2012

Накануне Международного женского дня кинематографисты решили преподнести подарок всем представительницам слабого пола разом, выпустив в прокат киноальманах «Мамы». Состоит он из восьми новелл о восьми разных женщинах – здравствующих и ушедших в мир иной, и их детях.

Кинокомпания Enjoy movies начала с того, что произвела чёрно-белый социальный ролик, аналогичный тому, что крутили несколько лет назад по телеканалам, – «Позвоните родителям». А уже потом возник замысел нового проекта, куда он и вошёл как некий финальный аккорд. К работе привлекли дебютантов и режиссёров с опытом. За плечами Карена Оганесяна – «Пять невест» и «Домовой», у Сарика Андреасяна – «Беременный» и «Служебный роман. Наше время», Эльдар Салаватов снимал «ПираММиду» и «Антикиллера Д.К.». Теперь они размялись в короткометражном формате, что непросто. Даже мастера не всегда способны что-то адекватное произвести в рамках ограниченного хронометража.

Известно, что, став взрослыми, сыновья и дочери не всегда балуют родителей вниманием. Они куда-то бегут, ничего не успевают, поглощены заботами о собственных детях, заняты на работе. Но мамы и не сетуют на судьбу, а терпеливо ждут, что и о них вспомнят. Авторы проекта решили напомнить нерадивым дочерям, но главным образом сыновьям о том, что надо не просто позвонить родительницам, а поехать к ним и поздравить лично. Заданная тема отрабатывается с переменным успехом.

Михаил Пореченков в новелле Карена Оганесяна «Я – не Коля» играет огромного детину, занимающегося криминальным бизнесом. Но ничто человеческое, как выясняется, и ему не чуждо. Поэтому, получив в очередной раз звонок от неизвестной женщины, он едет к ней под видом друга её сына Коли. Тот не объявляется, оставил матери неверный телефон, вот она и названивает незнакомому мужчине. Встречает мнимого друга как родного сына. Екатерина Васильева в роли мамы неведомого нам Коли как всегда великолепна, остаётся только сожалеть о том, что снимается в последние годы она не так часто. А герой Пореченкова отремонтирует её героине квартиру и получит от этого несказанное удовольствие. Никого у него нет, заботиться не о ком. Вот он всю нерастраченную энергию и бросает к ногам этой женщины.
Другой не очень хороший дядя возглавляет конторку, отправляющую наугад смс-сообщения незнакомым людям, якобы от лица их детей из серии «вышлите деньги, я в беде». В итоге на удочку попадётся его собственная мать – героиня почти неузнаваемой Нины Руслановой. Эта женщина бросит всё, забудет выключить кран и помчится отправлять деньги сыну. Но мир уже практически без добрых людей. Её и тут обманут. Чужой подрастающий сынок сделает подарок своей мамочке, а на эту старуху ему наплевать. И так по кругу.

Теоретически всё завязано в этом цикле на том, что в праздничный день телефоны звонят и звонят, так что связь нарушается. Люди не могут найти друг до друга, поэтому вынуждены ехать к своим адресатам. Не всегда и не везде это допущение доводится до логического финала. В короткометражке «Напарник» Алана Бадоева сотрудник органов наркоконтроля ошибочно отправит смс матери, а не коллеге. А мама у него знатная – Лия Ахеджакова, ставшая тут преподавателем физкультуры, заслуженным учителем России. Она, конечно, удивлена, что сын приглашает её в ночной клуб, но идёт туда. Внутрь её не пускают: не проходит она фейсконтроль – уж больно стара. Но в итоге эта мама, прикрываясь как щитом званием заслуженного работника, не только усаживается за стойкой бара, но и способствует поимке преступников, помогая своему туповатому сыну Тяпе, роль которого сыграл Дмитрий Дюжев.

Для этого проекта актёр, а теперь и режиссёр (не так давно он закончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров) снял новеллу «Моей любимой». Это, конечно, тяжёлая артиллерия. Сделана она без юмора, хотя поначалу кажется, что это чистой воды стёб. Но только до тех пор, пока не установлено авторство фильма. Дюжев снимает тяжеловесное, трагическое кино, что уже показал его предыдущий короткий метр «БРАТиЯ». В главной роли – очень серьёзный Сергей Безруков. Успешный деловой человек Михаил Юрьевич готов к женскому празднику. В офисе заготовлены букеты всем бывшим, настоящим и будущим жёнам и любовницам, а также и партнёршам по бизнесу. Но как же тошно ему в этом бездушном мире. И Михаил Юрьевич летит на родину, куда-то под Копейск, где покоится на высоком холме его мама. Могила украшена тюльпанами. Тут уж постарался оператор фильма, сделавший всё так, как сделал бы для своей матери, о чём нам рассказал Дмитрий Дюжев. Чрезмерно загримированный, словно для выхода на оперную сцену, Сергей Безруков напоминает всем своим видом страдающего, раздираемого противоречиями байроновского героя. Подобно златокудрому Есенину, не раз сыгранному Сергеем Безруковым, этот успешный столичный житель горестно бредёт по родным просторам, страдая от навсегда утраченного нечто. Зритель должен рыдать, а он смеётся, хотя есть и те, кто действительно сопереживает, вспоминая об ушедших родителях. Режиссёр явно перебрал с театральным трагизмом, добившись в результате обратного эффекта.

Кто-то из героев альманаха решил отправить маму в небо, преподнёс ей в качестве подарка прыжок с парашютом. Подросток, живущий с папой-одиночкой, пытается найти ему через Интернет спутницу жизни, а себе – маму. Ведущая регионального телевидения, находясь в эфире, получает поздравление от сына-школьника. Тот её почти не видит, поскольку мать сгорает на работе. Но всё будет хорошо, героиню Анастасии Заворотнюк заметит влиятельный московский дядя, после чего её судьба наверняка изменится.

В каждой из этих историй задействованы хорошо известные, а иногда и выдающиеся артисты. Но сборная солянка не сложилась в законченную, гармоничную историю, трогательную и забавную, каковой она замышлялась. Некоторые новеллы просто топорные, а уж по части вкуса даже запредельные. Теперь альманах «Мамы» называют восьмимартовскими «Ёлками». До совершенства и тому, и другому далеко, но, видимо, такого рода опыты имеют у публики спрос, значит, будут и впредь «радовать» нас по поводу и без повода.

Светлана Хохрякова

 
Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

25 – 26 апреля 2024 г. в Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева прошла международная конференция филологов, посвящённая 75-летию со дня рождения почётного профессора БГУ, руководителя Русского центра С. А.  Елебесовой.
Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
Цветаева