Российские дебюты в Каннах
Сегодня на набережной Круазетт открывается главный, по мнению многих, киносмотр планеты — 66-й Каннский кинофестиваль. В этом году в жюри подобралась настолько же сильная, насколько и разношёрстная команда. Здесь и лидер «новой румынской волны» Кристиан Мунджиу, и представительница молодого японского кино Наоми Кавасе, и снимающая социальное кино шотландка Линн Рэмси, и фестивальный любимец тайванец Энг Ли. А ещё Даниэль Отой, Николь Кидман, Кристоф Вальц и молодая индийская дива Видья Балан. Возглавляет же эту команду король коммерческого голливудского кино Стивен Спилберг.
Каннский фестиваль всегда был по преимуществу режиссёрским. Здесь начинались карьеры многих грандов. И на этот раз здесь полная колода знаменитостей. В конкурсе четыре режиссёра, у которых уже есть «Золотая пальмовая ветвь». Роман Полански выступит с «Венерой в мехах», снятой по пьесе американского драматурга Дэвида Айвза. Стивен Содерберг представит драму «За канделябрами» о жизни знаменитого пианиста и эксцентрика Либераче и о его взаимоотношениях с молодым любовником Скоттом Торсоном. С ними будут соревноваться картины Франсуа Озона («Всего 17»), Николаса Виндинга Рефна («Только Бог простит»), Джима Джармуша («Выживут только любовники»). Новый фильм представили здесь и братья Коэны («Внутри Льюина Дэвиса»). А откроет фестиваль картина База Лурмана «Великий Гэтсби» с Леонардо ди Каприо в главной роли.
Несмотря на зашкаливающую концентрацию знаменитостей, Канны всегда отличала свободная творческая атмосфера. За ней сюда приедут многие начинающие режиссёры. Среди них будет и молодой, но подающий надежды режиссёр Таисия Игуменцева.
24-летняя выпускница ВГИКА, в прошлом году (тогда ей было 23) Таисия победила в Каннах в конкурсе студенческих работ «Синефондасьон» со своей талантливой, провокативной дипломной работой «Дорога на...». Победитель получает право на полнометражный дебют на фестивале. Свой шанс Таисия использовала, сумев быстро снять новую картину. Кроме отборщиков Каннского фестиваля, фильм пока никто не видел. Он называется «Отдать концы». Сама Таисия определяет свой фильм как философский.
— По жанру это трагикомедия. В фильме нет линейного сюжета. Нет и деления на главных и второстепенных героев — они у нас все главные. А история о том, как в одной крохотной деревеньке спокойно себе жили-поживали люди, пока на них не свалилась новость о конце света. И вот в этой экстремальной ситуации у многих из них произошла неожиданная переоценка ценностей. Они спешат перед смертью надышаться этой жизнью, как-то раскрыться по-новому, реализовать свои мечты, которые не успели осуществить из-за трусости, лени или по другим житейским причинам. Словом, это история апокалипсиса в одной отдельно взятой деревне. И история личного апокалипсиса каждого её жителя, — рассказала режиссёр о своей картине корреспонденту «Труда».
Кроме «Отдать концы», в программу Каннского фестиваля включены ещё две российские картины. Это короткометражка выпускника Высших режиссёрских курсов Евгения Бяло «Норма жизни» (23-минутный фильм рассказывает историю молодого человека, который, придя домой, обнаруживает тело своего отца), которая примет участие в конкурсе студенческих работ «Синефондасьон», и криминальная драма Юрия Быкова «Майор», представляющая наше кино в рамках программы «Неделя критики».
Максимум, на что могут претендовать российские фильмы (картины Игуменцевой и Быкова) в этом году, — это приз «Золотая камера» за лучший дебют. Что ж, будем надеяться, что 66-й Каннский фестиваль для российских дебютантов сложится удачно.
Елена Вешкина