EN
 / Главная / Публикации / Идеальный витязь

Идеальный витязь

20.05.2013

В русской истории есть много славных княжеских имён, украсивших её подвигами, доблестью, отвагой, героическими деяниями. Эти люди сформировали лицо Русского государства и повлияли своей славой на следующие поколения. Князья, которые оказали воздействие на формирование русской военной культуры, стали образцом для подражания.

Один из них – святой благоверный князь Довмонт.

Довмонт родился в 30-е годы XIII века в семье доблестных литовских князей. В 1266 году в результате семейной ссоры он был вынужден покинуть родные пределы и искать новую отчизну в Псковской земле. В этот период Псков представлял собой феодальную республику. Во главе города стояли посадник и боярский совет господ, который осуществлял исполнительную власть, законодательная власть находилась в ведении псковского вече, состоявшего из лучших выборных людей, религиозная власть была сосредоточена в руках игумена Троицкого собора, подчинявшегося новгородскому епископу. Псков в этот период был зависим от Новгорода в военном и религиозном отношении, но не в политическом и экономическом и искал возможности стать независимым и равным Новгороду. Поэтому приезд князя Довмонта в качестве просителя о предоставлении Отечества был своевременным.

Князь по законам Пскова был монархом конституционным, и его полномочия ограничивались властью вече и боярского совета. Согласно неписаным русским правилам князь – правитель города должен был быть православным. Князь Довмонт, будучи некрещёным, принял православие и взял православное имя Тимофей. С ним прошли обряд крещения вся его дружина и бояре. Очевидно, у Довмонта в войске был непререкаемый авторитет. Разумеется, это вызвало уважение у псковской элиты.

Прежде всего князь Довмонт столкнулся с необходимостью построить гармоничные отношения с местной знатью. Псковичи славились своей вольностью и неугодных князей изгоняли, заменяя их на более послушных. Князю Довмонту необходимо было, не роняя своего авторитета, заставить псковскую правящую элиту считаться с собой. Ведь долг князя – вести за собой народ и лучших людей. С этой задачей он блестяще справился, сумев построить с псковичами доброжелательные отношения, в результате чего они стали самыми ревностными помощниками в его делах. Его девизом была фраза: «Кто стар, тот отец мне, кто млад, тот брат мне!» В качестве награды он получил от псковичей право построить княжий двор прямо за стенами детинца. Это место считалось у псковичей святым, потому что они строили там наиболее уважаемые из своих храмов. Довмонт возвёл вокруг него стену, а вся эта территория получила название Довмонтов город.

Устроив внутренние дела Пскова, обретя дружбу псковичей, Довмонт должен был доказать, что он хороший защитник для города и способный полководец, который может успешно командовать псковским войском. Ещё до прибытия в Псковскую землю Довмонт, будучи князем Нальшанским в Литве, разгромил тевтонских рыцарей на поле «Дедичном Видинском», пишет историк Матей Стрыйковский. Вообще, литовские воины были искусны в конном и пешем бою, а также считались мастерами организации засад и маневренных боёв в открытом поле. Мы не имеем свидетельств, но можем предполагать, что Довмонт как князь Псковский и его дружинники обучали псковских воинов своей тактике и приёмам боя. Уже через год после прибытия в Псков, в 1267 году, Довмонт пошёл на Полоцк, где княжил его противник князь Гердень. С князем Довмонтом были 300 его дружинников и лучшие из псковских воинов. Смысл похода был не только в том, чтобы нанести ущерб личному врагу и скрепить боевое русско-литовское братство по оружию, но также и в том, чтобы продемонстрировать соседним литовским князьям, которые прежде ходили на Псковскую землю, что у неё есть теперь новый сильный вождь и защитник.

Русско-литовское войско лихим налётом захватило Полоцк, а князь Гердень едва успел убежать. Псковичи во главе с Довмонтом вернулись с богатой добычей. По дороге Довмонт организовал засаду и всего лишь с 70 воинами отразил натиск 700 преследовавших его дружинников Герденя, доказав свою воинскую мудрость, храбрость в бою и искусность в организации засады, ведь ему противостояли равные по воинским знаниям и силе, но превосходящие количеством.

В течение своего правления он несколько раз ходил в литовские земли и всегда возвращался с победой. Как результат, на литовской границе стало относительно спокойно. В первых боях за Псков, его свободу и независимость Довмонт показал себя хорошим организатором на войне и талантливым полководцем, который умеет не только побеждать врага, но и беречь своих воинов. Это позволило ему укрепить ещё больше свой авторитет в глазах псковичей.

Продемонстрировав свой талант на гражданском и военном поприще, Довмонт проявил прекрасные способности и на дипломатическом. В тот трагический период для нашего Отечества Русь была раздроблена, платила тяжёлую дань и находилась с юга и востока под постоянной угрозой монгольского вторжения. С севера ей угрожал Ливонский орден и его союзники в Прибалтике – войска католических епископов и датского короля, которые имели свои вассальные территории. Особенно грозным противником был орден, имевший в своём составе 300 рыцарей, которые возглавляли различные военные отряды. Это были братья ордена, занимающие центральные и командные должности. Орден мог выставить 10 000 или немногим более воинов. Основу его воинской силы составляли конные тяжеловооружённые воины-рыцари. Кроме того, в орденское войско входили конники – вассалы рыцарей, орденская тяжеловооружённая пехота, отряды лучников и арбалетчиков. К этому добавлялись отряды подневольных народов Прибалтики. Орден имел международные связи и привлекал воинов из других духовно-рыцарских орденов и католических земель для войны. Псков сам не мог противостоять ордену, ему требовалась помощь Новгорода. Отношения же с новгородцами были сложными. Новгород, более мощный экономически и территориально, довлел над Псковом, псковичи же тяготели к равным отношениям. С целью построить равные и дружественные отношения Довмонт вместе с псковичами просил руки дочери новгородского князя Дмитрия Александровича. Это был важный политический шаг. Мария – внучка Александра Невского, победителя ордена в Ледовом побоище – была гарантом и символом уважения Новгорода к Пскову и военной поддержки в случае войны.

В 1268 году князь Довмонт и псковичи, сформировав военно-политический союз с Новгородом и великим князем Владимирским Ярославом Ярославичем, совершили поход на территорию Дерптского епископства. В состав войска вошли дружины князя Довмонта, князя Дмитрия Александровича, сыновей великого князя Владимирского – князей Святослава и Михаила, полки новгородцев и псковичей.

Русское войско было организовано следующим образом: основная ударная сила – конные и пешие дружины князей, объединённые в сотни. Эти дружины делились на старые и молодые и включали в себя отборных профессиональных воинов, закалённых в сражениях. Все они, как правило, имели тяжёлое вооружение. Среди княжеских дружинников было много прославленных витязей. Кроме того, в дружинах были отряды лучников. Войско Пскова и Новгорода представляло собой городское ополчение во главе с боярами, которые выполняли роль воевод. Новгородское войско возглавлял тысяцкий – профессиональный воин с большим командным и ратным опытом. Псковское и новгородское войска делились на полки, составленные из жителей концов-районов. Значительная часть ополчения состояла из тяжеловооружённых пеших воинов и отрядов лучников. В городские полки входили достойные горожане и лучшие кулачные бойцы, которые могли и с рыцарями поговорить на равных. Помимо этого, в городское войско входили лучшие воины пограничных сторож-застав, хорошо знавшие врага и выполнявшие роль разведчиков.

Объединённое войско подошло к крепости Раковор, рядом с которой в поле произошло сражение. Навстречу вышло объединённое войско епископа Дерптского и Ливонского ордена, а также Датское войско в количестве 20 000-25 000 воинов.

На левом фланге встал князь Михаил, в центре – новгородцы, справа – дружины князя Дмитрия Александровича, князя Довмонта и князя Святослава. Русских было, по разным данным, от 16 000 до 30 000 воинов. Напротив князя Михаила встали датчане, войско ордена выстроилось против новгородцев. Орденские рыцари завязали ожесточённый бой с новгородцами, которые понесли тяжёлые потери. Когда рыцарское войско увязло в тяжёлом бою, дружины русских князей, среди которых был и князь Довмонт, с правого фланга атаковали и разгромили противника. Князь Довмонт продемонстрировал отвагу и неустрашимость в бою. Затем победоносное русское войско преследовало врага семь вёрст. Сам Довмонт проявил неутомимость. Понимая, что противника нужно бить на его территории, он отправился со своей дружиной и отборными псковичами в рейд по землям ордена, захватывая пленных, уничтожая оплоты сопротивления.

Своей храбростью, военной удачей, полководческим талантом князь Довмонт окончательно завоевал сердца псковичей.

В 1272 году войско Ливонского ордена подошло к Пскову. Псковичи вышли за стены и вступили в битву. Князь Довмонт лично бился в поединке с магистром ордена Отто фон Роденштейном и одолел его в бою, продемонстрировав, что он не только хороший полководец, но и могучий витязь, способный своей рукой защищать город от врагов. Этот личный подвиг добавил ещё больше уважения Довмонту со стороны жителей Пскова. В воинской традиции единоборство двух рыцарей или вождей имеет особый смысл. С поединка, в котором сходятся лучшие витязи и вожди, начинается бой двух войск.

Князь Довмонт в период своего княжения совершил много походов, участвовал в многочисленных сражениях и всегда побеждал. Он был одним из наиболее талантливых военачальников Русской земли. Однако о последнем его подвиге надо рассказать особо. В 1299 году ливонские рыцари подошли к Пскову и остановились лагерем недалеко от него. Довмонт вышел за стены города всего с 70 воинами и сходу атаковал врага. С этим отрядом он обратил в бегство и уничтожил 700 воинов врага и одолел в поединке командора ордена. А было ему тогда около 70 лет.

В течение своей жизни Довмонт проявил себя не только как воин, но и как благочестивый христианин. В частности, он построил храм Феодора Стратилата. Известно, что он заботился о слабых и немощных, раздавая милостыню. Неслучайно Православная церковь чтит князя Довмонта: его изображения встречаются на псковских иконах. Православная церковь причислила князя к лику святых, а его мощи хранятся в раке в Троицком соборе города Пскова.

Памятник Довмонту можно увидеть и в скульптурой композиции «Тысячелетие России» в Новгороде, где князь стоит, словно давая торжественный обет служить городу Пскову и Руси, опоясанный мечом, в доспехах и положа руку на сердце, выражая тем самым всю искренность своей клятвы. Боевой меч князя Довмонта хранится в городском музее как символ уважения к его памяти и воинской славе.

Во время своего правления князь Довмонт показал себя талантливым государственным деятелем и полководцем, дипломатом и воином, настоящим предводителем и отцом народа, вселяющим надежду, гармонию и примирение в общество, умеющим находить общий язык с любыми слоями населения. Он прославил себя воинскими подвигами, доблестью, отвагой, величием духа, искренностью и дружелюбием. Если бывают на свете идеальные правители, то Довмонт, несомненно, один из них. 

Тимур Ахметов,
преподаватель истории

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева