EN
 / Главная / Публикации / Смоленское сражение: 200 лет спустя

Смоленское сражение: 200 лет спустя

16.08.2012

А. Адам. Битва за Смоленск. Около 1820 г.

200-летие Смоленского сражения, которое закончилось 17 августа 1812 года, на протяжении уже нескольких лет отмечается масштабными реконструкциями этого исторического события. У села Соловьёво по Старой Смоленской дороге, или на месте Соловьёва перевоза 1812 года, собираются бывшие противники – французы, русские и украинцы, поляки, шведы, венгры – почти пол-Европы – и играют в «войну». Такова идея возрождения Старой Смоленской дороги и Соловьёва перевоза, точнее, превращения их посредством зрелищных исторических реконструкций в привлекательную для туристов зону.

Надо признать, пока с туристическими потоками получается не очень. Кроме как картинно драться несколько дней к ряду, туристам из разных стран особенно смотреть здесь нечего. Из почти трёхсот километров Старой Смоленской дороги восстановлено всего-то около ста. Как и много веков назад, она начинается с ямщицких станций ещё 16-17 веков – Надва, Лубино и Пнево. Вот только от Надвы осталось лишь кладбище, заросшее репейником, и почти разобранный на дачи фундамент церкви 18 века. В Лубино, где была ставка Наполеона и произошёл знаменитый бой на Валутиной горе, тоже некого спрашивать о прошлом. Разве что посмотреть – здесь возвышаются башенки элитных коттеджей и надрываются от яблок и груш сады дачников. Но искушённому путешественнику не интересно наблюдать за тем, как Россия транжирит своё историческое  наследие, которое могло бы стать местом паломничества туристов из многих стран мира. Ведь именно здесь состоялось Смоленское сражение 1812 года, которое Россия проиграла. Но как! Даже наполеоновский генерал Филипп-Поль де Сегюр в воспоминаниях писал: «Это было зрелище без зрителей, победа почти бесплодная, слава кровавая, и дым, окружающий нас, был как будто единственным результатом нашей победы».

Почему бы эту пиррову победу Наполеона, ставшую прелюдией к другому великому поражению-победе России – при Бородино – не воплотить в музей под открытым небом? Ведь после двухдневного сопротивления русских войск Смоленск был оставлен, и русская армия продолжила отступление к Москве. Но главная цель Наполеона – разбить русские армии в генеральном сражении – провалилась. Именно упорная оборона на Соловьёвом перевозе отряда Неверовского не дала им окружить русские армии. Так, русские Смоленское сражение проиграли, но план Наполеона навязать России генеральное сражение под Смоленском сорвали. Когда наполеоновская армия вошла в Смоленск, где не осталось жителей и уцелело лишь 10% домов, «свидетелей славы Наполеона тут не было», вспоминает всё тот же де Сегюр.

Но вот беда: об этом мало кто помнит. Соловьёв перевоз уничтожен, а о памятнике, например, Неверовскому и героям перевоза, даже речи не идёт. Всё быльём поросло. И вот сегодня иностранные участники исторической реконструкции Смоленского сражения, возрождая его как костюмированное зрелище и «учебное пособие по тактике современного боя», находят в нём каждый свою историю. Французы настаивают на признании «военного и стратегического гения Наполеона», одержавшего победу под Смоленском. Россияне поднимают вопрос цены победы, а она была не в пользу французского императора. И опять, как несколько веков назад, центром противостояния остаётся деревушка с певучим названием Соловьёво. Её так нарекли в 18 веке в честь царского инженера Соловьёва, впервые вымостившего здесь сезонную дорогу щебнем, ставшую прототипом Старой Смоленской дороги.

Сейчас Соловьёво – как раз середина  пути на стокилометровом участке между Смоленском и Дорогобужем. Есть надежда на то, что село станет центром туристического бренда по имени Старая Смоленская дорога. Ведь въезд в деревню – словно въезд в историю. Справа в полусотне метров от неё – та самая переправа через Днепр, где были исторические сражения 1812 года – Соловьёв перевоз и знаменитая переправа через Днепр 1941-1942 годов, воспетая поэтом Александром Твардовским.

Две исторические переправы находятся в одном и том же месте – закономерность или ирония истории? В километрах пятнадцати от села, ближе к не менее музейным ямщицким станциям, стоит бывший фашистский концлагерь, где снова, как и в 19 веке, располагается аптека села Кардымово. Впереди – начало Смоленского партизанского края, а по округе разбросаны дворянские усадьбы Грибоедовых, Гедеоновых, Глинки – архитектурные памятники разных эпох.

Казалось бы, гениальное место для восстановления исторического наследия и запуска тут настоящей «машины времени», но в туристическом исполнении, когда можно примирить как исторические эпохи, так и людей с разными взглядами. После того как Старая Смоленская дорога утратила роль сквозной магистрали в Европу, местные власти, затеяв реконструкцию ещё в 1999 году, всё ещё пытаются превратить её в живой музей под открытым небом. Правда, получается пока плохо. Едва отремонтированы памятники Великой Отечественной войны. О создании панорамы переправы через Днепр в 1941 году всё ещё идут разговоры. А о захоронениях другой переправы – 1812 года – никто и не вспоминает. Считается, что их уже не восстановить. Хотя Соловьёв перевоз спас тысячи жизней русских солдат. Скромную часовню в их честь разрушили большевики. Её восстановление по сохранённым чертежам продолжается ни шатко ни валко. А вот от места самого Смоленского сражения, состоявшегося недалеко от деревушки Усвятье, не осталось ни памятного знака, установленного в 1813 году, ни церкви, выстроенной здесь в 1814-1816 годах в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Так что туристам и участникам исторической реконструкции Смоленского сражения смотреть и запоминать нечего. Им остаётся только кропотливо восстанавливать то знаменитое сражение и «снимать шляпу перед военным гением Наполеона».

Впрочем, восстановленная часть Старой Смоленской дороги на Дорогобуж – что ни на есть европейского класса. Здесь есть даже неплохие отели. Правда, в Дорогобуже, как и в российском современном отношении к своей истории, начинается развилка. Налево – поворот на федеральную трассу Москва – Минск, направо – на то, что осталось от Старой Смоленской дороги – болота, просёлки и бездорожье, перекрывающие путь к кладовой отечественной истории. Но эта история, как и пиррова победа Наполеона под Смоленском, остаётся зрелищем без зрителей.

Владимир Емельяненко

Также по теме

Новые публикации

Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Цветаева