37-й ММКФ: что стоит посмотреть?
Светлана Хохрякова19.06.2015
На этот раз Московский кинофестиваль продлится всего восемь дней и будет короче на два дня, чем обычно. И фильмов в конкурсе меньше – только 12. Секвестирование связано с тем, что государство сократило финансирование на 10%. Сказываются также колебания курса доллара и евро. Сократилось число спонсоров.
ММКФ – один из старейших фестивалей. В этом году ему исполняется 80 лет. Старше него только Венецианский, созданный когда-то Муссолини. Наш фестиваль был организован в 1935 году по инициативе Сталина. Но поскольку проходил раз в два года, по счёту он всего лишь 37-й.
У ММКФ – три конкурсных программы: полнометражных игровых картин, документальных и короткометражных. Организаторам удалось собрать авторитетное жюри. Возглавит его классик французского кино Жан-Жак Анно, режиссёр таких картин, как «Имя розы», «Любовник», «Семь лет в Тибете», «Враг у ворот».
ММКФ откроет его новая работа – экранизация романа «Тотем волка», созданный Францией и Китаем. Его события происходят во Внутренней Монголии. Помимо Анно в составе жюри – мировая звезда, актриса Жаклин Биссет, снимавшаяся у Поланского, Трюффо и Шаброля. Россию представит режиссёр Алексей Федорченко, недавняя картина которого «Ангелы революции» будет показана в «Российских программах». Компанию им составят сценарист из Германии Фред Брайнерсдорфер (фильм по его сценарию «13 минут» Оливера Хиршбигеля также включен в программу ММКФ), венгерский продюсер Эндрю Вайна, работавший в США с Квентином Тарантино, Арнольдом Шварценнегером, продюсер и журналист из Аргентины Фернандо Соколович.
Сразу три российских картины вошли в основной конкурс. «Орлеан» Андрея Прошкина сделан по сценарию Юрия Арабова в жанре философской притчи с одной стороны, а с другой – китчевой мелодрамы. Снимались в нём Елена Лядова и Виктор Сухоруков.
«Милый Ханс, дорогой Пётр» Александра Миндадзе – копродукция России, Германии и Великобритании. Фильм снят на немецком языке. Действие развивается накануне Второй мировой войны на одном из заводов, где работают русские и немецкие специалисты.
Питерский режиссер Ирина Евтеева, работающая на стыке игрового кино и анимации, экранизировала произведения Александра Грина. Она решительно отдала свой фильм «Арвентур» в конкурс ММКФ, не ожидая решения отборочной комиссии Венецианского фестиваля, хотя уже получила там «Серебряного льва» за короткометражку «Клоун».
В конкурс также вошли картины: «Что такое хорошо» Мипо О из Японии (режиссёр только что стала мамой и в Москву приехать не сможет), «Арми жива!» финского классика Йорна Доннера, «Давайте втроём» Жерома Бонелла из Франции, сербский «Анклав» Горана Радовановича, «Море и летающая рыба» иранского режиссёра Мехрдада Гхафарзадеха, «Шлагбаум» Жасулана Пошанова из Казахстана, «Дорога» Раны Салем из Ливана и другие. Во многих картинах речь пойдёт о подростках. Эта тематика преобладала и на недавнем Каннском кинофестивале.
100-летие геноцида армян отметят отдельной программой – «Экранный образ трагедии». В жюри документального конкурса вошел известный армянский режиссёр Арутюн Хачатрян. 100-летия болгарского и турецкого кино также представлены собранием картин этих стран.
На ММКФ есть и новая программа – «Женский взрыв». Составлена она киноведом из Санкт-Петербурга Анжеликой Артюх. В ней представлены фильмы женщин-режиссёров, иногда совсем уж парадоксальные.
70-летию Победы во Второй мировой войне посвящена программа экранизаций военной прозы.
Российское кино богато представлено в «Российских программах» Дома кино и не только. Состоится премьера фильм «Наследники» Владимира Хотиненко о Сергии Радонежском. Александр Прошкин представит «Райские кущи» по пьесе «Утиная охота» Александра Вампилова.
Российские актёры представят свои зарубежные проекты. Так музыкант, а с недавних пор и режиссёр Алексей Воробьёв снялся в итальяно-российском фильме «Вставай и бейся» Стефано Лоренци. Сыграл он итальянца. А сопродюсером с российской стороны стала актриса Надежда Горшкова, известная нам по фильму «В моей смерти прошу винить Клаву К.».
«Российские программы» откроются 20 июня в Доме кино. Для начала выбрана радикальная по нынешним временам картина «Страна Оз» Василия Сигарева. Покажут её без запикивания во всей прелести русского сквернословия.
«И был день» – режиссёрский дебют актрисы Маргариты Шубиной, которая без всякой поддержки со стороны государства сняла эту картину, пригласив своих подруг – актрис Елену Валюшкину, Елену Дробышеву, Алёну Бабенко.
Российско-французская лента «Поездка к матери» Михаила Косырева-Нестерова снималась во Франции с участием Адель Экзаркопулос – звезды фильма «Жизнь Адель» Абделлатифа Кешиша. Когда начались съёмки «Поездки к матери», она была совсем неизвестной актрисой, а Каннский фестиваль, где состоялось её открытие, был ещё впереди. Героиня Адель живёт во Франции, а её брат по матери – в России. Матери на экране мы не увидим, зато услышим её голос. Озвучивала героиню-невидимку Маргарита Терехова.
«Парень с нашего кладбища» братьев Чижиковых – комедийная страшилка от продюсера Сергея Сельянова, снятая на вполне сказочном кладбище с реалистичной бандитской аллеей. На его надгробиях можно при желании разглядеть портреты Геринга, гангстеров 1930-х годов и «нашего человека» в Голливуде Игоря Жижикина.
В «No comment» дебютанта в кино и известного тележурналиста Артёма Темникова снялся повзрослевший актёр из «Белой ленты» Михаэля Ханеке – Леонард Проксауф. Фильм рассказывает о том, как воспитанные в благополучных европейских семьях мальчики попадают в «горячие точки», в данном случае в Чечню. Встретил прекрасную мусульманскую девушку, живущую, как и он, в Европе, и решил поехать на войну, чтобы сложить там голову. Продюсером картины стал актёр Евгений Миронов, для которого эта тема совсем не чужая. Когда-то он сыграл одну из своих лучших ролей в фильме «Мусульманин» Владимира Хотиненко.
Представят в «Российских программах» документальное и анимационное кино, а также панораму короткого метра. В ретроспективу памяти таджикского кинорежиссера Бахтиёра Худойназарова, окончившего ВГИК, а в последние годы жившего в Берлине, вошли его картины «Братан», «Кош ба кош», «Лунный папа», «В ожидании моря». И у нас будет редкая возможность увидеть их на большом экране.