EN
 / Главная / Публикации / Русские чартерные школы в США: новая надежда для русскоязычной диаспоры?

Русские чартерные школы в США: новая надежда для русскоязычной диаспоры?

15.01.2014

В Соединённых Штатах, где живёт большая и весьма небедная русская диаспора, успешно развиваются чартерные (от сharter — «контракт», «договор») школы. Это государственные, но независимые общеобразовательные учебные заведения, получающие финансирование из федерального бюджета, однако свободные от многих ограничений, действующих в обычных школах. Например, такие школы могут сами выбирать программу. Как следствие — большая свобода, использование прогрессивных методов в обучении. Какое, казалось бы, отношение всё это имеет к задачам Русского мира? Самое прямое. Подобные школы открывают дорогу более широкому преподаванию русского языка, к тому же при поддержке американского государства. Стоит, наверное, напомнить, что в США живёт почти три миллиона наших бывших соотечественников и членов их семей, из них свыше 700 тысяч считают русский язык родным.

Преимущества чартерных школ объяснила президент Американской ассоциации русского языка, культуры и образования Светлана Соколова:

— Во главе школы — совет директоров, который состоит из родителей и учителей, активистов и добровольцев. В чартерных школах учителя вправе выбирать, как преподавать, но обязаны иметь соответствующее образование и аккредитацию. Они могут использовать самые прогрессивные методы и приёмы обучения для достижения результата — высокого уровня успеваемости школьников. Таким образом, за счёт экспериментальной методологии, новых систем оценки и отчётности чартерные школы создают прогрессивную среду обучения и предоставляют большие возможности для профессионального роста учителей.

— Каковы преимущества чартерных школ по сравнению с общественными и частными?

— Чартерные школы — удачный эксперимент американской системы образования, так как они совмещают в себе элементы частных и публичных школ. Можно сказать, что они объединяют всё лучшее, что есть у обеих школ. Чартерные школы, как и общественные, бесплатны. Если школьник изъявляет желание учиться в чартерной школе, то государственные деньги, выделяемые на его учёбу в публичной школе, «следуют» туда за ним, ведь он по-прежнему остаётся в системе государственного образования. В отличие от государственных школ с большим количеством учащихся, чартерные школы, как правило, небольшие (200–400 учеников). Это позволяет поддерживать хорошую дисциплину и порядок. Чартерные школы, как и частные, достигают хороших результатов в образовании. Родителям не нужно платить за это большие деньги, как в частной школе. Чартерные школы — это качественное бесплатное образование.

— На каком языке ведётся преподавание в русских чартерных школах?

— Если выразиться точнее, это всё-таки англо-русские школы. Все предметы преподаются на английском языке, как в традиционной американской школе, но русскому уделяется должное внимание — упор делается на его углублённое изучение как русскоязычными, так и англоязычными детьми.

— Почему открытие этих чартерных школ так важно для русскоязычной общины, ведь сейчас уже существует множество русских школ и студий, где дети имеют возможность изучать язык и заниматься творчеством?

— Все эти школы-студии существуют на деньги родителей, а в чартерной школе дети будут изучать русский язык бесплатно. Кроме того, ребёнок, воспитываясь в англоязычной среде, даже при наличии постоянного общения с русскоговорящими людьми, к сожалению, как показывает практика, теряет русский язык. Он становится для него иностранным, ребёнку всё труднее выразить на нём свою мысль, ведь с возрастом расширяется не только словарный запас, но и приходит понимание причинно-следственных связей, которые формируются на языке страны проживания. Для сохранения русского языка и его передачи нашим будущим поколениям дети должны специально и системно им заниматься. Только русская чартерная школа способна создать все необходимые для этого условия. Да и правительство США серьёзно заинтересовано в открытии подобных школ и готово их финансировать.

— Почему?

— Как показала практика, выгода очевидна. Существуя в США с 1992 года, чартерные школы, при одинаковом с публичными школами финансировании, обеспечивают очень хорошие показатели успеваемости учеников. А на содержание общественных школ год от года уходит всё больше и больше денег, но это не даёт должного результата. Президент США Барак Обама призвал создавать больше чартерных школ. По его мнению, именно эта относительно новая форма сотрудничества государства и частного сектора позволит кардинально изменить ситуацию и заметно поднять уровень школьного образования в США.

— Кто имеет право открывать чартерные школы?

— Инициатива создания школы может исходить от преподавательского состава, родителей, местных органов власти, высших учебных заведений, коммерческих структур и пр. Они обязаны подать заявку в местный отдел образования и получить лицензию. В заявке необходимо объяснить цели и задачи создания школы, дать описание предполагаемой образовательной программы, методов оценки знаний учащихся, указать механизм управления школой, взаимодействия с родителями и т. п. Кроме того, нужно предоставить подписи достаточного количества заинтересованных учеников (150–200 подписей).

— Какие чартерные школы планируется открывать?

— На данный момент — начальные и средние общеобразовательные школы, в которых будут обучаться дети от 5 до 14 лет.

— Какой диплом (аттестат) будет выдаваться выпускникам чартерной школы?

— Хотя чартерные школы и представляют альтернативу остальным государственным школам, они являются частью общественной образовательной системы, поэтому диплом чартерной школы будет полным эквивалентом диплому, выдаваемому в типовой государственной школе.

Беседовала Люда Кларк

Источник: журнал «Контакт»

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева