RUS
EN

Русский язык как иностранный

 / Главная / Образование / Русский язык как иностранный

Российская государственная система тестирования иностранных граждан по русскому языку

Общая информация

Начало создания Российской  системы тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку (ТРКИ – TORFL) относится к 1992 году. Авторами-разработчиками данной системы являются Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский университет дружбы народов и Государственный институт  русского языка им. А.С. Пушкина.  Система лингводидактического тестирования ТРКИ позволяет унифицировать систему оценивания уровня владения русским языком, обеспечить конвертируемость квалификационных документов, принятых в разных странах.

В настоящее время в систему тестирования ТРКИ входят

Тесты общего владения: позволяют определить и сертифицировать уровень владения русским языком  как иностранным независимо от времени и места  его изучения. Тесты общего владения представлены шестью уровнями, соотносимыми с Европейской шкалой владения иностранными языками (CEF): A1, A2, B1, B2, C1, C2.

Профессиональные модули: позволяют определить  и сертифицировать уровень владения русским языком как иностранным как средства профессионального общения.

Тест для приёма в гражданство Российской Федерации: позволяет определить и сертифицировать базовый уровень, необходимый для получения гражданства РФ.

Тест для трудящихся мигрантов: позволяет определить и сертифицировать  базовый уровень для трудящихся мигрантов, необходимый для получения разрешения на работу в  сфере ЖКХ, торговли и бытового обслуживания.

Каждый тест состоит из пяти частей: «Лексика. Грамматика», «Чтение», «Письмо», «Аудирование», «Говорение».

Как пройти тестирование

Если Вы решили пройти тестирование по системе ТРКИ, Вы можете обратиться в один из четырёх головных вузов системы тестирования: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский университет дружбы народов, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина.

Эти вузы имеют договоры о проведении тестирования с другими российскими вузами и зарубежными  образовательными организациями.

Если Вы успешно прошли тестирование, Вы получаете сертификат государственного образца и Приложение с результатами по каждому из разделов теста.

Успешно сдавшим тест считается кандидат, выполнивший каждый из разделов теста не менее, чем на 66%. При этом по одному из разделов теста проходной балл может быть не ниже 60%.

Кандидатам, не прошедшим тестирование (не набравшим минимально необходимое количество баллов по отдельным разделам теста), выдается Справка с указанием их результатов. Справка действительна в течение двух лет с момента тестирования и дает возможность соискателю пересдать неудовлетворительно оцененные разделы теста (не более двух). При неудовлетворительном результате по трём и более разделам теста пересдаётся весь тест.

Если Вы хотите самостоятельно  подготовиться к сдаче теста, Вы можете ознакомиться с учебными материалами, представленными издательствами «Златоуст» и «Русский язык». Курсы.

Нормативно-правовая база

Уровневый подход к изучению и преподаванию русского языка как иностранного закреплен в Требованиях к проведению государственного тестирования по русскому языку как иностранному, а также в Приказе об утверждении Федеральных  государственных требований по русскому языку как иностранному.

Научно-методическая база

Система ТРКИ является многомерной и включает в себя как комплект  соответствующих научно-методических и учебных материалов, так и соответствующие службы, обеспечивающие её функционирование. На базе  головных вузов системы тестирования ежегодно проходит обучение по краткосрочной дополнительной образовательной программе «Лингводидактическое тестирование».

Ежегодно на базе вузов-разработчиков проводится семинары, в которых можно принять участие по трём программам: первая — «Процедура и методика проведения тестирования в рамках Российской государственной системы тестирования: ТЭУ, ТБУ, ТРКИ-I, ТРКИ-II (оценка)», вторая – «Методика проведения тестирования: ТРКИ-II, ТРКИ-III, ТРКИ-IV» (для лиц, ранее участвовавших в первой программе), третья – «Повышение квалификации» (для лиц, прошедших первую и вторую программы) – одна неделя. В рамках семинара проводится подготовка всех его участников для проведения тестирования для приема в гражданство РФ и тестирования по базовому уровню для трудящихся мигрантов.

Специалисты–тестологи занимаются обновлением тестов, ведут работу по совершенствованию системы тестирования, участвуют в научно-практических конференциях  как в России, так и за рубежом.  В настоящее время имеется широкий ряд публикаций, посвящённый основным вопросам тестологии.

Дистанционное обучение РКИ

Образовательные ресурсы Интернета по русскому  языку можно разделить на несколько категорий:

1. Общероссийские образовательные порталы и специализированные ресурсы по русскому языку: справочно-информационный интернет-портал Грамота.РУ, сайты МАПРЯЛ и РОПРЯЛ, Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, Института русского языка и культуры; сайт Культура письменной речи, Slovari.ru, Справочная служба русского языка (платная) и др.

2. Сеть электронных библиотек: библиотека М. Мошкова и др.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного/неродного: портал поддержки русского языка как иностранного Факультета повышения квалификации преподавателей русского языка Российского Университета Дружбы народов «Учимся учить»; сетевой курс по методике преподавания русского языка как иностранного «Преподаватель РКИ» Центра международного образования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и др.

4. Дистанционные курсы по русскому языку: мультимедийный интерактивный курс дистанционного обучения русскому языку, подготовленный в Центре международного образования МГУ «Русский язык дистанционно по материалам СМИ» и курс русского языка для начинающих «Время говорить по-русски»материалы по русскому языку как иностранному проф. Т. Байера (Middlebury College) и др.

5. Дистанционные курсы кафедры русского языка для гуманитарных и естественных факультетов Санкт-Петербургского государственного университета:

«Русский язык от А до Я. Первая встреча» – дистанционный вводно-фонетический и вводно-грамматический курс (с переводами на китайский и английский языки).
Авторы: доцент Н.А. Буре, старший преподаватель М.В. Быстрых.
Адресат: иностранные учащиеся предвузовского этапа обучения.
Цель курса: подготовка учащихся к использованию русского языка для обучения в русской языковой среде в соответствии с задачами и требованиями «Государственного образовательного стандарта по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение».
Длительность обучения: 40 часов.
Демоверсия курса размещена на сайте «Виртуального языкового центра СПбГУ». Полная версия курса.

«Русский язык в профессиональной сфере» – дистанционный курс, модули и траектории для основных специальностей университетского обучения.
Курс предназначен для поддерживающего обучения в условиях сокращения контактных учебных часов на преподавание русского языка как иностранного. Основная задача – формирование коммуникативной компетенции в области языка специальности. В рамках курса учащиеся получают представление об особенностях русского языка в профессиональной сфере на материале неадаптированных текстов по профильным дисциплинам – геология, физика, экономика, математика, социология, история и т.д., овладевают умениям и навыками  поиска, обработки и передачи информации, составления определенного круга письменных работ, восприятия звучащей монологической речи, чтения текстов по специальности для последующего реферирования.
Авторы: группа под руководством доцента Н.А. Буре.
Адресат: иностранные учащиеся гуманитарных и естественных факультетов.
Цель курса: дистанционное сопровождение очных занятий студентов 1-2 курсов; создание ресурсной базы для студентов и преподавателей; формирование умений и навыков профессионального общения в устной и письменной форме в рамках 2 сертификационного уровня.
Длительность обучения: от 36 до 48 часов (на один модуль) в зависимости от уровня учащихся.
Срок готовности: сентябрь 2013 г. В перспективе количество модулей по специальностям может быть расширено.

Русский язык и культура речи», «Культура профессиональной речи» – дистанционно-сопроводительные курсы. Находятся в разработке.
Авторы: профессор Е.И. Селиверстова, доцент Н.А. Буре.
Адресат: а) учащиеся вузов гуманитарных и естественно-научных специальностей; б) широкий круг посетителей портала.
Цель курса: повысить уровень практического владения современным русским литературным языком учащихся в разных сферах функционирования русского языка, в его письменной и устной разновидностях; углубить полученные при освоении школьной учебной программы знания по русскому языку и о русском языке.
Длительность обучения: 36 часов.
Срок готовности: сентябрь 2013 г.

«Научный стиль речи» – дистанционный обучающий курс. Находится в разработке.
Авторы: группа под руководством доцента Н.А. Буре.
Адресат: иностранные учащиеся предвузовского этапа обучения.
Цель курса: обучение языку специальности учащихся предвузовского этапа обучения (тех, кто планирует поступать на факультеты российских вузов; подготовка к сдаче вступительного экзамена по специальности).
Длительность обучения: 32 часа.
Срок готовности: декабрь 2014 г.

Лингводидактические тренажеры:

«Учим русский язык. Формула любви» (с переводом на китайский и английский языки).
Авторы: доцент Н.А. Буре, старший преподаватель М.В. Быстрых.
Адресат: иностранные учащиеся начального этапа обучения.
Цель обучения: знакомство с русскими звуками, представляющими фонетические трудности, с некоторыми особенностями русской грамматики, со словами и выражениями, необходимыми для элементарного общения.
Длительность обучения: по усмотрению учащихся (тренажер ориентирован преимущественно на самостоятельную работу; может использоваться в качестве наглядного и тренировочного материала в работе с преподавателем на интерактивной доске).

«Учим русский язык. Люблю тебя».
Авторы: доцент Н.А. Буре, старший преподаватель М.В. Быстрых.
Адресат: иностранные учащиеся продвинутого этапа обучения.
Цель обучения: познакомить учащихся с реалиями русской жизни, с известными историческими и литературными деятелями, со стилями архитектуры и выдающимися  зодчими Санкт-Петербурга; с моделями типичного речевого поведения, нормативными этикетными формами.
Длительность обучения: вариативная, по усмотрению учащихся.

cловари русского языка

www.gramota.ru







Новости

Студенты могут проходить практику на территории национального парка «Русская Арктика», считает Игорь Орлов, возглавляющий Архангельскую область, передаёт РИА «Новости». На заседании государственной комиссии по развитию Арктики он выразил уверенность, что здесь может быть организован...
27 марта в актовом зале дворца Буалло при Пизанском университете состоялась литературная встреча, посвящённая «Запискам из подполья» Ф. М. Достоевского. В ней приняли участие доктор филологических наук, председатель комиссии по изучению творческого наследия Ф. М. Достоевского...

КОНТАКТЫ

Управление образовательных программ
Тел.+ 7(495)981-66-70, доб. 183
education@russkiymir.ru

Задать вопрос по электронной почте:

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA