EN
 / Главная / Публикации / Нейросеть вместо учителя: станет ли ИИ в образовании помощником или конкурентом?

Нейросеть вместо учителя: станет ли ИИ в образовании помощником или конкурентом?

Светлана Сметанина04.04.2024

Фото: Е. Самарин / mos.ru (CC BY 4.0)###https://www.mos.ru/news/item/105630073/?utm_source=search&utm_term=serp

Нейросеть пишет за студентов дипломы, робот-учитель ведёт урок… Готовы ли мы к такому будущему в сфере образования, которое уже на пороге? А главное – готовы ли мы к специалистам, которых будет обучать не человек, а искусственный интеллект? На площадке открывшегося в Москве Международного салона образования ведущие эксперты обсудили проблемы и риски, которые несёт образование с использованием ИИ.

Назад дороги нет

Новость о московском студенте, написавшем свой диплом с помощью нейросети ChatGPT и успешно защитившем его, вызвала переполох. Пресс-служба вуза тогда в своём комментарии заявила, что научное сообщество стоит перед новым вызовом, связанным с применением нейронных сетей и искусственного интеллекта в образовательной деятельности.

Люди как биологический вид столкнулись с серьёзной проблемой, уверена академик Российской академии образования Татьяна Черниговская: «Человечество не готово жить в этой среде – нет юридических законов, не разработаны этические правила – что можно, что нельзя. Но мы будем жить в этом мире. Вариантов повернуть назад нет».

На взгляд учёного, плюсы от использования искусственного интеллекта огромны, но и риски велики: «Будут выпускаться специалисты, обученные не людьми, а машиной. Сегодня мы видим, что генеративный чат написал за студента диплом. А готовы ли мы завтра лечиться у врача, за которого училась нейросеть?». В качестве примера рисков при использовании искусственного интеллекта в образовании Татьяна Черниговская рассказала о недавнем исследовании, проведённом в Институте когнитивных исследований СПбГУ, который она возглавляет. Там речь идёт о том, как мозг реагирует на обучение онлайн и офлайн. Оказалось, что разница есть, и она существенна – здесь очень важна роль обратной связи, пусть даже через экран. А такую эмоциональную обратную связь может дать только человек.

Нейросеть не умеет вдохновлять… пока

«Искусственный интеллект не умеет пользоваться эмоциональным интеллектом, вдохновлять, делиться радостью от процесса познания, проявлять эмпатию, организовывать сообщества. Мы обмениваемся энергией в аудитории, нейросеть этого не умеет. Возможно, что пока», – считает доктор педагогических наук, директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова.

Какие же функции учителя можно смело отдавать искусственному интеллекту? В рамках недавно прошедшего в Санкт-Петербурге Международного образовательного форума провели исследование: были опрошены порядка 1500 человек – школьников и учителей – на предмет того, используют ли они искусственный интеллект в процессе обучения. Положительно ответили 64 % школьников и 24 % учителей. По словам Казаковой, она посетили несколько уроков этих преподавателей. Это оказались учителя иностранного языка, которые используют генеративные чаты для тестирования и в качестве тренажёров для учеников.

Именно направление, при котором искусственный интеллект помогает разрабатывать инструменты для облегчения рутинной работы учителя, например, проверки письменных работ и тестовых заданий, становится более перспективным, считает директор Центра психометрики и измерений в образовании НИУ Высшей школы экономики Ксения Тарасова. «Сегодня есть несколько направлений: обработка графических ответов, генерация заданий, тестирование. Всё больше появляется такого рода сервисов и платформ. Ведутся крупные исследования по следующим темам: оценка грамотности читательской, оценка креативного мышления для начальной школы в полуигровой форме, когда ребёнок не понимает, что его оценивают», – говорит она.

Но нельзя также и забывать о рисках, связанных с оценкой работ с помощью искусственного интеллекта. Главное – это этические нормы. «Никакие сгенерированные инструменты не могут быть использованы без доказательств их надёжности и качеств этого инструмента. В будущем они будут использоваться для предсказательной и рекомендательной возможности искусственного интеллекта – рекомендовать школьникам и студентам образовательные траектории в вузе, определения – сможет ли студент сдать ЕГЭ. Развитие пойдёт в эту сторону», – считает Тарасова.

Кто кем будет управлять?

А вот эксперт в сфере применения искусственного интеллекта Павел Сергоманов предложил не преувеличивать возможности нейросетей. По его словам, искусственный интеллект – это всего лишь метафора большой группы инструментов. Например, разработчики сегодня отсняли более ста уроков учителей, которые увлекательно и интересно подают информацию. И задача нейросети – найти тот паттерн или шаблон, который можно использовать для передачи знаний с помощью искусственного интеллекта.

Исполнительный директор Лаборатории ИИ Сбера Андрей Петровский объяснил, что их задача на данном этапе – выделить набор педагогических приёмов. По его словам, вокруг искусственного интеллекта сегодня слишком много шума, однако «это просто технология и продукт научного прорыва, который не имеет априори положительного или отрицательного качества».

Так допустимо ли сегодня использовать генеративные чаты в процессе обучения? Да, использовать нужно, но в качестве инструмента, считает Татьяна Черниговская: «Умение формулировать свои мысли показывает уровень мышления человека. Для этого достаточно поговорить с ним три минуты. И кто автор работы, сразу будет понятно». Но проблема в том, что при больших масштабах оценок может потребоваться серьёзная лингвистическая экспертиза для определения того, кто истинный автор работы – студент или нейросеть. Пока таких инструментов оценки нет, и это значит, что студенты будут подавать в суд на вузы в случае спорных ситуаций, полагает Черниговская.

Сегодня некоторые российские вузы уже регламентируют использование нейросетей при написании дипломных работ. Елена Казакова считает, что правило здесь должно быть простым: использование искусственного интеллекта разрешено, если это делается открыто и обусловлено задачами работы. Что касается полной замены учителей на искусственный интеллект, то такой опыт уже есть: буквально в марте пришла новость, что в одной из школ Индии появился робот-учитель. Дети довольны: он не кричит, не задаёт вопросы и не даёт домашних заданий. Ценность такого обучения равна нулю, уверена Елена Казакова. «Чем более самостоятельным будет ученик, тем больше гарантии, что не искусственный интеллект будет управлять нами, а мы им», – считает она.

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева