EN
 / Главная / Публикации / В школу по прописке

В школу по прописке

Ирина Павловская22.07.2016

Интервью председателя Комитета Госдумы по образованию  Вячеслава Никонова газете «Губернские ведомости» – июль 2016 года.

В России прошла пора сдачи ЕГЭ и наступил не менее сложный этап поступления в вузы. Одновременно десятки тысяч нижегородских дошкольников, а в особенности их родители, готовятся к зачислению в общеобразовательные учреждения. В этот волнительный период «Губернские ведомости» обратились за интервью к председателю Комитета Государственной Думы по образованию, декану факультета государственного управления МГУ Вячеславу Алексеевичу Никонову. Пройдясь с нами по центральной улице Нижнего Новгорода — Большой Покровской, он ответил на самые актуальные для всех родителей вопросы – про результаты Единого госэкзамена и сложности с поступлением в школу.


– Вячеслав Алексеевич, довольны ли вы результатами ЕГЭ по Нижегородской области? 

– В целом уровень подготовки растёт, это подтверждается и результатами ЕГЭ, и сравнительными международными исследованиями. Я связываю улучшение показателей по гуманитарным дисциплинам с возвращением сочинений: это действительно заставило детей больше читать, обсуждать, думать, поэтому повысились результаты и по русскому языку, и по литературе. По математике первый раз шли двумя потоками – сдавали базовый уровень и профильный. Такое разделение вполне оправдало себя: не каждому выпускнику пригодятся глубокие знания по математике. По сравнению с предыдущими годами задания по профильной математике были заметно сложнее. Но именно это позволило выявить наиболее талантливых учащихся, и они получат безусловное преимущество при поступлении в вузы. 
В Нижегородской области очень хорошая образовательная система, об этом неоднократно говорили мне работодатели, к которым приходят выпускники нижегородских вузов. Они отмечают, что нет снижения качества подготовки специалистов.
Конечно, всех необходимо доучивать, поскольку каждое предприятие имеет свои особенности и теоретических знаний не хватает, нужна практика. Поэтому очень важна связь производства и образования, очень важны ресурсные центры и центры подготовки при самих предприятиях, и их в регионе более двадцати. Например, на предприятии концерна «Алмаз-Антей» есть такие центры, где ведётся переподготовка работающих кадров и подготовка новых специалистов, которых ведут от школьной скамьи. 
Однозначно, что всех детей должны принимать в школу по прописке. Если этого не происходит — серьёзное нарушение.
Я являюсь деканом факультета в МГУ, и для поступления в этот вуз студенты сдают ещё дополнительные профильные испытания по математике. 

– Насколько обосновано проведение дополнительных испытаний при поступлении в некоторые вузы, разве недостаточно результатов ЕГЭ? 

– ЕГЭ был введён в самом начале 2000-х годов, когда большинство в Госдуме было, между прочим, у КПРФ. У экзамена были всем известные и очевидные недостатки: излишняя формализация оценки знаний, отказ от таких традиционных, но притом эффективных форм аттестации, как итоговое сочинение. Впервые получив большинство на выборах 2007 года, «Единая Россия» приступила к поэтапному совершенствованию ЕГЭ, которое продолжается до сих пор. В каждом случае проведение дополнительных испытаний обосновано. Например, это совершенно необходимо для творческих вузов – театральных, художественных. Также обоснованны дополнительные экзамены и при поступлении в МГУ: требуется предельно глубоко оценить знания будущего студента. 

– Почему закрывают непрофильные направления в вузах? 

– Мы сейчас избавляемся от псевдовысшего образования, для этого облегчили возможности лишения лицензии и аттестации тех вузов, которые не ведут реальную образовательную деятельность по некоторым направлениям. Все псевдовузы будут искоренены. Половину выпускников, не нашедших работу после окончания высших учебных заведений, составляют юристы и экономисты, не получившие надлежащего образования. Есть определённые стандарты подготовки специалистов, и в непрофильных вузах очень сложно придерживаться этих стандартов. Должен быть определенный набор специальностей, набор преподавателей, которые способны эти специальности преподавать. Конечно, экономистов-транспортников по-прежнему будут готовить в транспортных вузах, но в соответствии с принятыми стандартами. Стране не нужны некачественно подготовленные специалисты. Эти непрофильные направления чаще всего были платными, учебные заведения на них зарабатывали, но всё же от их закрытия выигрывают и сами вузы: повышается качество подготовки, их статус. 
Разработан план, по которому в ближайшие десять лет будут сформированы дополнительные 6,5 миллиона мест для учащихся, – и вопрос будет решён полностью. Это важнейшая часть программы «Единой России», мы уже приступили к её реализации.
– На сайтах многих школ уже сейчас размещены объявления, что первые классы сформированы и приём заявлений закончен. Как поступать родителям, детей которых не принимают в школу по прописке? 

– Однозначно, что всех детей должны принимать в школу по прописке. Если этого не происходит – серьёзное нарушение. Но данный вопрос не регулируется федеральным законодательством, и необходимо в каждом конкретном случае обращаться в министерство образования Нижегородской области, к Сергею Васильевичу Наумову. Проблема нехватки школьных мест возникла в последние годы из-за демографических успехов в нашей стране. В прошлом году увеличилось количество детей по стране, которые учатся в третью смену. В Нижегородской области таких случаев пока нет. Разработан план, по которому в ближайшие десять лет будут сформированы дополнительные 6,5 миллиона мест для учащихся, – и вопрос будет решён полностью. Это важнейшая часть программы «Единой России», мы уже приступили к её реализации. Первые средства уже пошли, и в 2016 году в Нижегородской области открываются две школы. Предусмотрено строительство новых школ, реконструкция старых. В нашей стране возможно сделать так, чтобы все дети учились в первую смену.

Источник: «Губернские ведомости»

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева