RUS
EN
 / Главная / Публикации / Фестиваль «Времена и эпохи»: погостить в Гардарике и сразиться в Битве тысячи мечей

Фестиваль «Времена и эпохи»: погостить в Гардарике и сразиться в Битве тысячи мечей

Лариса Боруздина15.06.2016

В минувшие выходные в музее-заповеднике Коломенское было жарко от гончарных печей и звенящих мечей: шёл фестиваль исторической реконструкции «Битва тысячи мечей. Времена и эпохи». Несмотря на дождливую погоду, на поле яблоку было негде упасть: свободный вход, площадки для детей, но главное, конечно, само действо привлекли на фестиваль тысячи москвичей и гостей города. Фестиваль проходил в день России, и тема в этом году соответствовала празднику: «Русь IX–XI веков».


На встрече с журналистами Владимир Черников, руководитель департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы, назвал «Битву тысячи мечей» одним из центральных событий летнего туристического сезона в Москве. И это понятно: за пять лет фестиваль «Времена и эпохи» стал уже традиционным. С каждым годом растёт он сам и увеличивается количество посетителей. В 2015 году действо посетили 32 тысячи человек, в нынешнем году их ожидалось в четыре раза больше. Фестиваль, начинавшийся в 2011 году как частное дело самих реконструкторов, приобрёл такой вес, что сейчас проходит при поддержке правительства Москвы.


Исторические реконструкции появились в России в начале 90-х годов как хобби для тех, кто увлекается историей и хочет прочувствовать дух эпохи. Не путайте реконструкторов с ролевиками. Хотя модель чем-то похожа – и те и другие уходят в отрыв от цивилизации,  на природе строят лагерь, в котором живут и разыгрывают некие действия люди в костюмах. Но ролевики как правило «играют в фэнтези», и в их костюмах и атрибутах допускается множество условностей. У реконструкторов всё всерьез. Факты – исторические, костюмы – из аутентичных материалов по подлинным эскизам, занятия в соответствии с эпохой, над которой они работают в данный момент. Там, где некоторые выносят суждения, другие ведут военные действия, третьи – охотятся, иные наслаждаются другими делами… Вот и на этом фестивале были и воины, и торговцы, гончары и работники по дереву, гранильщики янтаря и кузнецы, ткачи и пекари, а всех и не перечислить.

В таких предприятиях всегда есть опасность скатиться в лубок, но устроители «Битвы тысячи мечей» счастливо этого избежали. Хотя что значит – счастливо? Здесь дело не в удаче, а в серьёзной подготовке и строгом отборе участников. Алексей Овчаренко, управляющий партнёр организатора – агентства исторических проектов «Ратоборцы» – рассказал, что все участники фестиваля (а в этом году это 196 клубов!) проходят строгий отбор. Конечно, речь не о кастинге лиц: экспертная комиссия изучает костюмы и реквизит на предмет их исторического соответствия. В этом году одного англичанина было завернули, но он собрал волю в кулак и переделал костюм. Успел, вписался! 


Кстати, о географии участников фестиваля. Помимо регионов России, в нём принимают участие 16 стран, в том числе Швеция, Франция, Израиль. Концепция организаторов – глубокое погружение в эпоху IX–XI веков, воспроизведение быта, ратных дел и обычаев Руси и её соседей. Вся территория, прилегающая к набережной, была поделена на тематические площадки. В «Княжьем стане» защитники земли русской несли караульную службу, тренировали витязей и устраивали смотр дружины воевод. В «Гардарике» стояли викинги, поступившие на службу к русскому князю. Некоторые из них приплыли на своих судах, пришвартованных тут же, на набережной. «Посад» демонстрировал жизнь средневековых русских горожан, на «Торжище» велась оживлённая торговля, в «Византии» разместились имперские вельможи, приехавшие на переговоры с русским князем; в «Степи» встали лихие всадники, а в «Нормандии» расположился походный стан герцога Вильгельма. Позаботились и о детях: для них работала площадка «Былинафест». В центре находилось поле битв.

Ещё перед началом, зная прогноз о дождях, организаторы сказали: нашим людям не привыкать. Значит, будет не просто быт, а суровый быт. Обещая «глубокое погружение», не обманули: дождь всю субботу лил, практически не переставая, а в воскресенье шёл с перерывами. Может, это и неплохо: картина получилась очень реалистичной.

На вопрос: «Как справляетесь с погодой?» – муромец из стана викингов ответил: «Вчера пропитали сапоги воском – и всё путем. Действуем старым дедовским способом». Из Мурома на фестиваль приехала большая делегация. Видимо, исторический легендарный предок Илья Муромец обязывает муромчан держать марку и чтить историю. Стояли ребята в стане «Викинги». Принимали участие в охоте на водного дракона, когда с корабля нужно попасть в мишень из лука, а в свободное от охоты время занимались традиционными для себя делами. Торговали воском, пушниной и тканями. Коптили рыбу. Изготавливали деревянную лодку без единого гвоздя. «Такая лодка делается из осины. Дерево лёгкое, вот в этой трехметровой лодке могут разместиться два человека с поклажей. Лодка выдалбливается из цельного ствола, затем пропитывается льняным маслом. Если хорошо с ней обращаться, прослужит не один десяток лет», – обстоятельно объяснил Дмитрий, один из муромцев.

Обстоятельность – вообще хорошее слово применительно к участникам. К своему хобби они относятся очень серьёзно. Многие, имея «в миру» весьма солидную с точки зрения современных реалий профессию, занимаются реконструкцией много лет и по нескольку раз в год ездят на фестивали в России и за рубежом.


Хотя не для всех участников реконструкция – это хобби. Гуляя по стану степных кочевников, я увидела, как человек складывает из кирпичей печь для обжига глины. Разговорились. Оказалось, что ребята приехали из Самары, работают в самарском Центре исторического моделирования «Древний мир». Для них это не хобби, а образ жизни. Максим Борисов рассказал, что у себя в регионе они тоже делают похожие мероприятия – масштабом, конечно, поменьше. Буквально, как написано у них в уставе, «занимаются просветительским туризмом и историческим образованием детей и взрослых». Работают здесь профессионалы-археологи, для них это научно-экспериментальный полигон. И именно этим они зарабатывают себе на хлеб насущный. На вопрос, как эта профессия монетизируется, директор центра Игорь Субботин, который начал это дело 13 лет назад, улыбнулся и сказал, что «на хлеб хватает».

Понятно, что мотивирует участников. А что находят для себя зрители? Кажется, фестиваль удовлетворил все зрительские потребности. Зрелищ? Пожалуйста: на поле битвы оба дня происходили масштабные сражения. Одни только конные игры степняков со сложнейшими каскадёрскими трюками чего стоили! А турниры с копьями и центральное батальное событие – Битва тысячи мечей? Это было грандиозное зрелище.

Хлеба? Извольте: вот он, натурально из печи, да ещё и со смальцем. Сувениров? Более чем достаточно, и в большинстве своем это очень добротные вещи, которые не только украсят полку в шкафу: многие из них отлично применимы в современном быту. Усладить глаз? Посмотрите вокруг на эти удивительные лица и костюмы. Порадовать слух? Вот он, концерт средневековой музыки. И всё так органично переплетается между собой.

Придя на фестиваль 12 июня, я помнила, какой сегодня день. Мне очень хотелось понять, насколько для тех, кто здесь собрался – и зрителей и участников, – важно это неслучайное совпадение. Спрашивать о «важности русской идентичности» как-то не хотелось: такие формулировки уместны в лекционных залах, но не здесь. Пока я пыталась подобрать нужные слова для вопроса, ответ пришёл сам. «Мы занимаемся этим уже 15 лет. Приходят в клуб молодые ребята. Они где-то что-то читали, где-то что-то слышали, но вся эта теория не работает, пока ты не пропустишь её через себя, не потрогаешь руками. Потом, через несколько месяцев занятий в зале с мечом, в доспехах, они начинают что-то понимать, что-то в них просыпается, люди меняются на глазах. Появляется какая-то основательность. Я бы даже сказал, укоренённость», – говорит Юрий из Владимира. И вот она, символичность, вновь сама идёт в руки: может быть, устами Юрия (чем не Долгорукого?) из Владимира (Суздальского княжества?) сама история с нами и говорит. О корнях.

Также по теме



Новые публикации

Почему именно сейчас началась столь рьяная борьба за снос памятников конфедератам в Америке? Дело в президенте Дональде Трампе, приступившем к исполнению своих обязанностей только в этом году или же «война с памятниками», «война с историей» рано или поздно вспыхнула была бы и при любом другом президенте США?
Не берусь оценить шансы сборной Бразилии на предстоящем чемпионате мира по футболу, но, очевидно, бразильские болельщики верят только в победу. Многие из них собираются в Россию и уже активно учат русские слова. Между тем и без футбола желающих изучать русский язык в Бразилии предостаточно.
17 сентября группа из 24 сирийских школьников вернулась домой из международного детского лагеря «Артек». Здесь, в Крыму, ребята провели почти три недели, и это их первое знакомство с Россией. Но, скорее всего, не последнее: ведь все они – победители олимпиады, которую провели власти Сирии среди учеников, изучающих русский язык.
Российский политик Вячеслав Никонов высмеял американское разведывательное сообщество, которое, по его словам, «прозевало, что Россия избрала президента Соединённых Штатов», сообщает USA Today. По мнению Никонова, США «перенапряглись на пути глобального доминирования» и на протяжении последних двух десятилетий «проседают» по всем параметрам.
15 сентября в Париже при поддержке фонда «Русский мир» пройдёт расширенное заседание президиума МАПРЯЛ, приуроченное к 50-летнему юбилею организации. О том, какие сегодня задачи стоят перед русистами и как в Казахстане готовятся принять конгресс Международной ассоциации русистов в 2019 году, рассказывает президент КазПРЯЛ, вице-президент МАПРЯЛ Элеонора Сулейменова.
Новый закон «Об образовании», который приняла Верховная рада Украины, фактически вводит запрет на получение образования на любом языке, кроме украинского. С 1 сентября 2018 года учиться на русском и языках других национальных меньшинств будут только до пятого класса. А с 2020-го русский, венгерский, румынский и прочие языки уйдут и из младшей школы. Как такой тренд монтируется со стремлением Украины стать полноценной европейской страной, размышляет председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.
Польша часто появляется в российском информационном поле, но почти всякий раз, к сожалению, по болезненным поводам. Отсюда соответствующий тон дискуссий на сетевых форумах. Правда, даже беглое знакомство с этими форумами показывает, что уровень познаний о Польше у рядового россиянина, особенно молодого, мягко говоря, невысок. А жаль, русско-польские отношения крайне поучительны.
– Ну, с Богом! Gute Fahrt! (Хорошей дороги!) – мысленно пожелали водителю члены и активисты альянса «Будущее Донбасса». Многотонная фура взяла курс из Тюрингии на Донбасс. Это седьмая по счёту акция по отправке гуманитарной помощи из Германии жителям многострадального региона. Всего за год волонтёры из Тюрингии отправили в ЛНР гуманитарный груз на общую сумму порядка шести миллионов рублей.