RUS
EN
 / Главная / Публикации / Фестиваль «Времена и эпохи»: погостить в Гардарике и сразиться в Битве тысячи мечей

Фестиваль «Времена и эпохи»: погостить в Гардарике и сразиться в Битве тысячи мечей

Лариса Боруздина15.06.2016

В минувшие выходные в музее-заповеднике Коломенское было жарко от гончарных печей и звенящих мечей: шёл фестиваль исторической реконструкции «Битва тысячи мечей. Времена и эпохи». Несмотря на дождливую погоду, на поле яблоку было негде упасть: свободный вход, площадки для детей, но главное, конечно, само действо привлекли на фестиваль тысячи москвичей и гостей города. Фестиваль проходил в день России, и тема в этом году соответствовала празднику: «Русь IX–XI веков».


На встрече с журналистами Владимир Черников, руководитель департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы, назвал «Битву тысячи мечей» одним из центральных событий летнего туристического сезона в Москве. И это понятно: за пять лет фестиваль «Времена и эпохи» стал уже традиционным. С каждым годом растёт он сам и увеличивается количество посетителей. В 2015 году действо посетили 32 тысячи человек, в нынешнем году их ожидалось в четыре раза больше. Фестиваль, начинавшийся в 2011 году как частное дело самих реконструкторов, приобрёл такой вес, что сейчас проходит при поддержке правительства Москвы.


Исторические реконструкции появились в России в начале 90-х годов как хобби для тех, кто увлекается историей и хочет прочувствовать дух эпохи. Не путайте реконструкторов с ролевиками. Хотя модель чем-то похожа – и те и другие уходят в отрыв от цивилизации,  на природе строят лагерь, в котором живут и разыгрывают некие действия люди в костюмах. Но ролевики как правило «играют в фэнтези», и в их костюмах и атрибутах допускается множество условностей. У реконструкторов всё всерьез. Факты – исторические, костюмы – из аутентичных материалов по подлинным эскизам, занятия в соответствии с эпохой, над которой они работают в данный момент. Там, где некоторые выносят суждения, другие ведут военные действия, третьи – охотятся, иные наслаждаются другими делами… Вот и на этом фестивале были и воины, и торговцы, гончары и работники по дереву, гранильщики янтаря и кузнецы, ткачи и пекари, а всех и не перечислить.

В таких предприятиях всегда есть опасность скатиться в лубок, но устроители «Битвы тысячи мечей» счастливо этого избежали. Хотя что значит – счастливо? Здесь дело не в удаче, а в серьёзной подготовке и строгом отборе участников. Алексей Овчаренко, управляющий партнёр организатора – агентства исторических проектов «Ратоборцы» – рассказал, что все участники фестиваля (а в этом году это 196 клубов!) проходят строгий отбор. Конечно, речь не о кастинге лиц: экспертная комиссия изучает костюмы и реквизит на предмет их исторического соответствия. В этом году одного англичанина было завернули, но он собрал волю в кулак и переделал костюм. Успел, вписался! 


Кстати, о географии участников фестиваля. Помимо регионов России, в нём принимают участие 16 стран, в том числе Швеция, Франция, Израиль. Концепция организаторов – глубокое погружение в эпоху IX–XI веков, воспроизведение быта, ратных дел и обычаев Руси и её соседей. Вся территория, прилегающая к набережной, была поделена на тематические площадки. В «Княжьем стане» защитники земли русской несли караульную службу, тренировали витязей и устраивали смотр дружины воевод. В «Гардарике» стояли викинги, поступившие на службу к русскому князю. Некоторые из них приплыли на своих судах, пришвартованных тут же, на набережной. «Посад» демонстрировал жизнь средневековых русских горожан, на «Торжище» велась оживлённая торговля, в «Византии» разместились имперские вельможи, приехавшие на переговоры с русским князем; в «Степи» встали лихие всадники, а в «Нормандии» расположился походный стан герцога Вильгельма. Позаботились и о детях: для них работала площадка «Былинафест». В центре находилось поле битв.

Ещё перед началом, зная прогноз о дождях, организаторы сказали: нашим людям не привыкать. Значит, будет не просто быт, а суровый быт. Обещая «глубокое погружение», не обманули: дождь всю субботу лил, практически не переставая, а в воскресенье шёл с перерывами. Может, это и неплохо: картина получилась очень реалистичной.

На вопрос: «Как справляетесь с погодой?» – муромец из стана викингов ответил: «Вчера пропитали сапоги воском – и всё путем. Действуем старым дедовским способом». Из Мурома на фестиваль приехала большая делегация. Видимо, исторический легендарный предок Илья Муромец обязывает муромчан держать марку и чтить историю. Стояли ребята в стане «Викинги». Принимали участие в охоте на водного дракона, когда с корабля нужно попасть в мишень из лука, а в свободное от охоты время занимались традиционными для себя делами. Торговали воском, пушниной и тканями. Коптили рыбу. Изготавливали деревянную лодку без единого гвоздя. «Такая лодка делается из осины. Дерево лёгкое, вот в этой трехметровой лодке могут разместиться два человека с поклажей. Лодка выдалбливается из цельного ствола, затем пропитывается льняным маслом. Если хорошо с ней обращаться, прослужит не один десяток лет», – обстоятельно объяснил Дмитрий, один из муромцев.

Обстоятельность – вообще хорошее слово применительно к участникам. К своему хобби они относятся очень серьёзно. Многие, имея «в миру» весьма солидную с точки зрения современных реалий профессию, занимаются реконструкцией много лет и по нескольку раз в год ездят на фестивали в России и за рубежом.


Хотя не для всех участников реконструкция – это хобби. Гуляя по стану степных кочевников, я увидела, как человек складывает из кирпичей печь для обжига глины. Разговорились. Оказалось, что ребята приехали из Самары, работают в самарском Центре исторического моделирования «Древний мир». Для них это не хобби, а образ жизни. Максим Борисов рассказал, что у себя в регионе они тоже делают похожие мероприятия – масштабом, конечно, поменьше. Буквально, как написано у них в уставе, «занимаются просветительским туризмом и историческим образованием детей и взрослых». Работают здесь профессионалы-археологи, для них это научно-экспериментальный полигон. И именно этим они зарабатывают себе на хлеб насущный. На вопрос, как эта профессия монетизируется, директор центра Игорь Субботин, который начал это дело 13 лет назад, улыбнулся и сказал, что «на хлеб хватает».

Понятно, что мотивирует участников. А что находят для себя зрители? Кажется, фестиваль удовлетворил все зрительские потребности. Зрелищ? Пожалуйста: на поле битвы оба дня происходили масштабные сражения. Одни только конные игры степняков со сложнейшими каскадёрскими трюками чего стоили! А турниры с копьями и центральное батальное событие – Битва тысячи мечей? Это было грандиозное зрелище.

Хлеба? Извольте: вот он, натурально из печи, да ещё и со смальцем. Сувениров? Более чем достаточно, и в большинстве своем это очень добротные вещи, которые не только украсят полку в шкафу: многие из них отлично применимы в современном быту. Усладить глаз? Посмотрите вокруг на эти удивительные лица и костюмы. Порадовать слух? Вот он, концерт средневековой музыки. И всё так органично переплетается между собой.

Придя на фестиваль 12 июня, я помнила, какой сегодня день. Мне очень хотелось понять, насколько для тех, кто здесь собрался – и зрителей и участников, – важно это неслучайное совпадение. Спрашивать о «важности русской идентичности» как-то не хотелось: такие формулировки уместны в лекционных залах, но не здесь. Пока я пыталась подобрать нужные слова для вопроса, ответ пришёл сам. «Мы занимаемся этим уже 15 лет. Приходят в клуб молодые ребята. Они где-то что-то читали, где-то что-то слышали, но вся эта теория не работает, пока ты не пропустишь её через себя, не потрогаешь руками. Потом, через несколько месяцев занятий в зале с мечом, в доспехах, они начинают что-то понимать, что-то в них просыпается, люди меняются на глазах. Появляется какая-то основательность. Я бы даже сказал, укоренённость», – говорит Юрий из Владимира. И вот она, символичность, вновь сама идёт в руки: может быть, устами Юрия (чем не Долгорукого?) из Владимира (Суздальского княжества?) сама история с нами и говорит. О корнях.

Также по теме

Новые публикации

Поворотные события в российской и советской истории всегда вызывали и продолжают вызывать повышенный интерес за рубежом. К числу важнейших событий ХХ века, изменивших мир, безусловно, следует отнести Русскую революцию 1917, дискуссии о сущности и характере которой не прекращаются уже много лет. События Октября 1917 года до сих пор вызывают противоречивые оценки.
«Политика безопасности ОБСЕ. Взгляд со стороны женщин» – тема международной конференции, которая прошла 23 марта в столице Австрии Вене. Её организатором выступила Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Россию на конференции представляла делегация во главе с председателем Совета Федерации РФ В. И. Матвиенко.
В этом году исполняется 150 лет договору о продаже Аляски. Для общественности это событие оказалось столь неожиданным, что оно почти год будоражило умы и не сходило со страниц газет. И по обе стороны нашлось немало критиков этой сделки.  
Третий международный молодёжный образовательный форум «Арктика. Сделано в России» открывается 27 марта в Архангельске. За годы существования форум превратился из деловой игры в мощный инструмент по привлечению молодёжи со всей страны к глобальному развитию Арктики. На третьей встрече, которая соберёт сотни молодых учёных, участники будут работать над концепцией опорных зон Арктического региона.
К концу 2016 года в России открылись 24 детских технопарка – «Кванториума». Предполагается, что в ближайшие год-два их станет уже более 60. Таким образом, в стране создаётся сеть настоящих школ будущего, где ребята смогут изучать самые перспективные специальности – от космонавтики и робототехники до нанотехнологий.
Имя в литературе – великое дело. Но бывает, и прозвище – ничуть не меньшее. Силычем в русской словесности раз и навсегда прозвали Алексея Силантьевича Новикова-Прибоя, 140-летие которого отмечается 24 марта. Он был словно создан для моря и странствий, и его жизнь местами читается, как настоящий приключенческий роман
Русская эмиграция после Революции широкой волной растеклась по всему миру. И всё же несколько стран стали настоящим новым домом для русских белоэмигрантов. На первом месте среди них, конечно же, Франция. Но и русские дали многое своей новой родине, поставив на службу ей свои силы и таланты. Мы начинаем рассказ о русских эмигрантах, прославивших Францию, её культуру.
«Большая игра» или «Война теней» – так называют развернувшееся во второй половине XIX века соперничество России и Британии за влияние в Южной и Центральной Азии. Это было геостратегическое и политическое противостояние. А ещё – поединок разведок двух мощнейших империй, изобилующий интереснейшими поворотами.