EN
 / Главная / Публикации / На стыке литературы и музыки. Из опыта преподавателя русской словесности

На стыке литературы и музыки. Из опыта преподавателя русской словесности

Людмила Краснова, доцент Факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова, музыкальный критик19.03.2015

Факультет глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова, которому в мае этого года исполняется 10 лет, призван осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров, способных адаптироваться к новым условиям и процессам современного мира. Общество нуждается в новой элите, не только технически грамотной, но и развитой гуманитарно. Мы не можем пройти мимо эмоционального развития наших студентов и в соответствии с этим пытаемся выстраивать наш учебный процесс.

Механизмы речи

На факультете мы предложили и опробовали на практике новый подход в формировании компетенций в сфере языка, культуры, а также в сфере риторических навыков учащихся. С этой целью для самостоятельной работы студентам были предложены темы по произведениям А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Борис Годунов» и «Пиковая дама». Эти произведения поэта воплощены в оперном жанре великими русскими композиторами П .И. Чайковским и М. П. Мусоргским и представляют собой национальное достояние русской культуры, её фундамент.

Обращение к классическим произведениям русской литературы и их музыкальным оперным воплощениям было предложено неслучайно. При прочтении литературных текстов в большинстве случаев действует механизм «внутренней речи». Далее, при сопоставлении «текст – либретто» углубляется представление об исходном произведении. Просмотр и слушание оперных спектаклей по изученным литературным текстам позволяют одновременно задействовать визуальный и слуховой каналы, которые дают в сумме мощный эмоциональный эффект.

По ходу работы студенты знакомились с постановками этих опер на сцене Большого театра, которые они смотрели в видеозаписи. Так, например, постановка в «Большом» оперы «Евгений Онегин» Чайковского обсуждалась в сопоставлении классического варианта прошлых лет и современного, актуализированного.

Следующий этап работы был направлен на знакомство студентов с постановками этих опер на сценах европейских театров. Это значительный по объёму материал и, чтобы не «утонуть» в нём, были отобраны и рекомендованы к просмотру наиболее яркие постановки на европейских сценах. Так, опера «Евгений Онегин» рассматривалась в постановке театра Валенсии в Испании и в постановке Венской оперы в Австрии. А «Пиковую даму» студенты смотрели в постановке Венской оперы.

Разумеется, вначале от студентов требовалось перечитать эти произведения, и, с сожалением надо сказать, что некоторым пришлось прочитать их впервые. Впрочем, в этом был и свой плюс. Поскольку к текстам обратились уже взрослые люди, от студентов можно было услышать восторженные отклики.

От литературы к музыке

Сопоставление исходного текста с либретто, а также изучение истории создания опер обращала учащихся и к замыслу композитора. Наиболее ценным в этой части работы представляется формирование у учащихся уважительного, вдумчивого отношения к позициям композиторов, которые всегда трепетно относились к текстам произведений А. С. Пушкина.

Когда мы перешли к современным постановкам русских оперных шедевров на ведущих мировых площадках, студенты были уже готовы воспринимать их. В этой части работы они познакомились с тем, как современные режиссёры-постановщики видят наши шедевры.

На мой взгляд, зачастую западные, да и наши режиссёры пользуются весьма спорными приёмами для осовременивания классических сюжетов. Так, например, сцена деревенского бала у Лариных в «Евгении Онегине» в постановке Венской оперы была представлена как некое буйство с беготнёй, визгом и криком, с непрестанным питьём из горла бутылки. Не лучше опера «Евгений Онегин» была представлена на сцене Михайловского театра в Санкт-Петербурге летом этого года.

Студенты с самого начала были абсолютно свободны в своих оценках. Например, при обсуждении различных постановок оперы «Евгений Онегин» они прослушали одну и ту же арию «Я люблю Вас, Ольга…» в исполнении С. Я. Лемешева и современного тенора в постановке Оперы Валенсии, а затем письменно ответили на вопрос, какая произвела на них большее впечатление и почему? Мне очень приятно, что подавляющему числу студентов (98%) понравилась традиционная постановка этой оперы в Большом театре.

Интересным и неожиданным оказалось восприятие студентами исполнения партии Ольги. Почти всем, особенно молодым людям, понравилась Ольга в традиционной манере исполнения. А вот Ольга в постановке Оперы Валенсии вызвала массу нареканий из-за вульгарности и неподобающего поведения на сцене, которое, по их мнению, не соответствовало типу пушкинской героини.

В ходе этого обсуждения прозвучало мнение двух студенток, которые ещё летом слушали оперу «Евгений Онегин» в скандально известной постановке Д. Чернякова на исторической сцене Большого театра. Не вдаваясь в подробности, можно выделить главное в их оценках этой постановки: они ушли из театра с испорченным настроением. Особенное отторжение у них вызвал неожиданный вид Ленского в ушанке, тулупе и валенках. Исполнял эту партию иностранный певец, русский язык которого изобиловал акцентными отклонениями от нормы.

Как воздействовать на аудиторию?

Не менее важным для будущей профессиональной деятельности наших студентов является навык устного общения с аудиторией. И тут мы обратились к видеозаписям дебатов на телевидении – программы Владимира Соловьёва «К барьеру» с участием Владимира Жириновского и Марка Урнова, а также к записи авторской программы «Бесогон» Никиты Михалкова. На этом материале обсуждались техники ведения диалога, использование ораторских приёмов для воздействия на аудиторию, а также вопросы стиля.

Особенности монологической речи, обращённой к огромной аудитории, ясно просматриваются в выступлении Никиты Михалкова с чтением эссе Евгения Гришковца.

И совсем недавний пример: второй семестр мы начали с прослушивания проповеди патриарха Кирилла в храме Христа Спасителя по случаю празднования 25 января Дня святой Татьяны, покровительницы всех студентов. Это была не только история христианского подвига святой Татианы, но и пример прекрасной монологической речи, безупречного владения русским языком на самом высоком уровне.

Разумеется, студенты имели возможность в устных докладах показать свои умения. Здесь ещё предстоит проделать большую и кропотливую работу. Хотелось бы больше пользоваться возможностями компьютерных технологий. Очень важен подход к отбору учебного материала, требующий не только обширных знаний, но и гражданской позиции преподавателя.

Апробированный в ходе семинарских занятий материал, безусловно, расширяет кругозор учащихся в сфере реальной культурной жизни не только в нашей стране, но и за её пределами. Можно говорить и о том, что предприняты некие шаги по формированию у студентов мотивированной гражданской позиции, столь необходимой нашему обществу. 

Также по теме

Новые публикации

В эти торжественные и ответственные минуты вступления в должность Президента хочу сердечно поблагодарить граждан России во всех регионах нашей страны, жителей наших исторических земель, отстоявших право быть вместе с Родиной.
25 – 26 апреля 2024 г. в Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева прошла международная конференция филологов, посвящённая 75-летию со дня рождения почётного профессора БГУ, руководителя Русского центра С. А.  Елебесовой.
Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
Цветаева