«Орда» – фильм о чуде и русской идее
«Орда» – фильм Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова о поездке митрополита Алексия в ордынскую столицу Сарай и драме святителя – явно станет одним из хитов осени. Сейчас в прокате фильм занимает третью строчку после «Обители зла» и «Судьи Дредда». В Год истории картина особенно актуальна, но всё-таки главное – её несомненные художественные достоинства.
Споры о морали и традиционных ценностях – главная политическая дискуссия последнего года, и, судя по накалу страстей, полемизировать придётся очень долго: точек соприкосновения мало, моралисты бьют противников числом и наглостью, но уступают в адекватности. Их оппоненты разрозненны и малочисленны. Если бы на дворе стоял XIX век, на происходящее мгновенно отреагировала бы литература: Достоевский писал «Бесов», а Лев Толстой – «Анну Каренину», прямо отвечая на самые главные общественные запросы. Сегодня место романов занимает кино, и фильм Андрея Прошкина «Орда», снятый по сценарию выдающегося драматурга Юрия Арабова – лучшее подтверждение того, что у нашей культуры есть ещё порох в пороховницах.
Сделана «Орда» прекрасно, но не устроила она предсказуемо почти никого. Консерваторы очень обиделись на трактовку истории (как будто художественное произведение должно буквально воспроизводить эпоху – расскажите об этом автору «Трёх мушкётеров»), либералам не понравилось, что главный положительный герой – святитель Алексий (Максим Суханов) – носит рясу, а не проповедует ценности свободы (как будто мало на Руси было святых и подвижников). Это означает, что Прошкин попал в точку, создав по-настоящему актуальную картину, в которой нет готовой и разжёванной правды.
Митрополит, отправляющийся в столицу Орды, чтобы излечить Тайдулу (Роза Хайруллина), ослепшую мать хана Джанибека (Иннокентий Дакайаров), действительно способен быть ретранслятором чуда, тем проводом, по которому идёт ток. Его называют колдуном, что неправда, его считают святым, что тоже не соответствует действительности. На самом деле он – человек, идущий к Богу. Это путешествие может закончиться и в Аду – никто не от чего не застрахован, но главное чудо, которое даровано главному герою – не счастливое исцеление, а сама жизнь. Чудо – не гром с небес и сто хлебов, а сам идущий по Галилее Иисус – вот, собственно, о чём эта картина.
Чудо просто случается, потому что не может не случиться, и настоящее христианство отличается от языческих верований именно тем, что предполагает возможность выходящей за рамки обряда (привычки, традиции) правды. Такой правдой был сам Христос. Язычество – и об этом Прошкин говорит очень убедительно – проигрывает потому, что заперто в рамках своей нелепой и карнавальной посконности со всеми её священными порожками и карикатурными шаманами.
Была Монголия, да вся вышла, а христианская цивилизация, выстроенная на подвигах, самоотречении и вере – не в царя, нагайку или спасение от порчи чтением ничего не значащих слов, а в спасение и преодоление смерти – выжила и до сих пор здравствует. И даже пока ещё держится под натиском нового язычества, которое рядится в те одежды, в какие удобно, и даже новодел с подземной парковкой готово считать храмом. Долго ли протянет – вопрос открытый, но праведников много не нужно, хватит и одного, и пока он есть, шансы весьма велики.
«Орда» – лучшее объяснение, почему у нас если и есть ещё шанс, то времени осталось немного.
Источник: Lostfilm.info