EN
 / Главная / Публикации / Забей фашисту: новое кино о легендарном «матче смерти»

Забей фашисту: новое кино о легендарном «матче смерти»

03.05.2012

Новая российская картина, вышедшая в большой прокат, вне зависимости от своих художественных достоинств, несомненно, достойна внимания. Хотя бы потому, что отсылает к ставшим легендарными событиям Великой Отечественной войны – всем известному «матчу смерти», встрече советской и немецкой футбольных команд, состоявшейся в 1942 году в оккупированном Киеве. Кто не слышал этой истории? Сейчас мы знаем, что она изрядно мифологизирована. Игра между немецкой Flakelf и командой «Старт», составленной из игроков киевских «Динамо» и «Локомотива», действительно состоялась, советские футболисты победили со счётом 5:3. Однако нет никаких свидетельств того, что, как гласит легенда, несколько игроков «Старта» были расстреляны немцами из-за проигрыша, как и того, что игрокам вообще угрожали расстрелом, требуя уступить немецкой команде. Тем не менее судьба игроков «Старта» сложилась драматично. Кто-то попал в «Бабий Яр» и был расстрелян, кто-то оказался в рядах немецкой полиции. Правда, все эти истории отношения к матчу с немецкой командой не имеют, и всё же вспомнить о них ещё раз не лишне. Ведь за каждым поворотом этой истории – человеческая судьба.

Фото «ЦентралПартнершип»

В предпраздничные майские дни на наши экраны выходит очередной фильм, отсылающий к событиям военных дней. В основе картины – исторический факт. 9 августа 1942-го советская футбольная команда «Старт» играла с немецкой Flakelf. Дело было в оккупированном Киеве, и, уверяют создатели картины, есть основания предполагать, что матч был договорным: немцы планировали выиграть, а советским футболистам предлагалось проиграть, подорвать в киевлянах дух сопротивления и тем самым продлить свои жизни. Но всё пошло не по плану. Гордые игроки знаменитого киевского «Динамо» (костяк команды составляли именно они) вошли в азарт и победили немцев назло недетским обстоятельствам. Через несколько недель все они были арестованы. Кто-то умер после первых допросов в гестапо, кто-то сгинул в лагерях. Лишь пятерым динамовцам, принявшим участие в «матче смерти», удалось выжить. Все элементы сложившегося в советскую эпоху мифа воспроизведены точно.

Для кино этот драматичный эпизод истории всегда представлял большой интерес, о чём свидетельствуют предыдущие обращения к теме «матча смерти»: в 1962 году вышел советский фильм «Третий тайм» режиссёра Евгения Карелова, а в 1981-м – американская картина «Победа» Джона Хьюстона, где в главной роли снялся сам Сильвестр Сталлоне. Удачами не стали ни первая, ни вторая. Ни, увы, третья.

В любом случае, киевский «матч смерти» – бесценный материал для серьёзной драматургии, для исследования человеческой личности в экстремальных условиях войны. Почему не использовали эту возможность авторы «Матча» – загадка. Четверо сценаристов работали над сценарием в течение 13 лет – добывали свидетельства происходившего в годы войны на Украине. На постановку пригласили опытного режиссёра Андрея Малюкова, на главную роль (вратаря и капитана киевского «Динамо» и команды «Старт» Николая Раневича) – Сергея Безрукова, имеющего актёрский «слух» на другую эпоху. В средствах постановщики «Матча» явно не были стеснены – это видно даже по богатой «картинке». Кстати, именно эта искусственная «картинка» убивает сразу и наповал. В мире Haute Couture творцы так создают коллекции «по мотивам 20-х, 30-х, 40-х». Кинематографисты наши в последнее время демонстрируют тот же тренд. В вышедших недавно фильмах «Пять невест», «Шпион», теперь вот и в «Матче» фигурируют белозубые и ухоженные медийные актёры, ряженые в огламуренные костюмчики 1940-х. Кто-то склонен считать этот путь способом преподнесения истории современному зрителю, чьё сознание уже заточено под другие краски, фактуры, ритмы. Но согласиться с этой позицией трудно – на материале войны такие экзерсисы кажутся не совсем пристойными.

Фото «ЦентралПартнершип»

Но внешняя сторона дела – ещё полбеды. «Матч» не смог стать серьёзной драмой, к чему располагал поданный в легендарной форме исторический материал. Фильм вихляется между мелодрамой и спортивным фильмом и к финалу уже ничего, кроме недоумения, не вызывает. На пресс-конференции создатели с воодушевлением и гордостью рассказывали про шесть камер, которыми наснимали 24 часа «футбольного материала»! Про то, как на спецпоказе прослезились вратарь Нигматуллин и полузащитник Билялетдинов. Сергей Безруков вспоминал, как совершал на съёмках чудеса актёрского энтузиазма: прыгал-бегал, отбивал угловые и штрафные. Наверное, по части футбола в фильме всё выглядит и впрямь убедительно. Но футбола оказалось мало, понадобилось ещё ввести любовную линию. Раневич уводит у товарища жену, а чуть позже та выскакивает замуж за бургомистра-коллаборациониста – и тем самым тоже совершает подвиг, ведь только так можно заставить коварного поклонника вытащить из лагеря Раневича. В сцене рокового матча благородная и несчастная Анна (Елизавета Боярская) сидит рядом с пожилым нелюбимым мужем на трибуне футбольного стадиона подобно своей тёзке Карениной в эпизоде скачек – так же волнуется за любимого на поле и старается скрыть от окружающих своё истинное чувство… Весь набор клише – перед нами.

Кто-то из первых зрителей верно подметил: фильм напоминает спрессованный сериал. Выяснилось, что авторы «Матча» не отступили от принятой ныне практики делать расширенную телеверсию фильма, и этот любовно-героически-спортивный роман ещё развернётся на телеэкранах после кинопроката.

Дарья Борисова

 

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева