Инга Мангус: Так возникают русские школы
В новом учебном году таллинской Школе русского языка исполняется 10 лет. Начиналась она с двух девочек, детей самих организаторов. Директор школы – доктор педагогических наук, автор известных учебников по русскому языку Инга Мангус.
– Инга, как возникла идея создать школу?
– Когда дети пошли в эстонскую школу, то встал вопрос, как быть с их русским языком, да и вообще, с русским культурным багажом. Сначала пытались заниматься сами, но то времени нет, то сил. Словом, причина всегда найдётся. Взяли домашнего учителя. Потом присоединились соседские дети. И пошло-поехало. Сейчас в школе более 70 человек.
– А когда и как часто проходят занятия?
– По субботам и воскресеньям в нескольких возрастных группах. По 4 академических часа. В итоге часов получается даже больше, чем в обычной школе.
– То есть это воскресная школа?
– Мы называем её школой дополнительного образования. Это точнее. Всё-таки язык у нас – это приоритет. Развитие речи, русская литература, история русской культуры. Словом, всё то, чего так не хватает русским детям в эстонских школах.
– А какая основная проблема у таких детей? Кто «клиент» Вашей школы?
– Наши учащиеся – это в 90% случаев русские ребята из школ с эстонским языком обучения. Их основная проблема… Если в двух словах, то это отсутствие навыка письма. Они не умеют писать. Очень маленький словарный запас, с трудом читают, нет русского культурного фона (пословицы, поговорки, фразы из фильмов и мультфильмов, не знают литературных персонажей).
– А куда же смотрят родители?
– Родители разные. Кто-то видит проблему, но нет времени. Решение откладывается на завтра. Кто-то её не видит, ждёт, когда пойдёт русский язык в школе. Но школа-то эстонская, а потому язык пойдёт как иностранный и с 6-го класса. Третьим жаль своих чад, всё-таки дополнительная нагрузка. Четвёртым лень возить детей по выходным в школу. Причин много. Спохватываются тогда, когда выясняется, что ребёнок не может складно прочесть элементарный русский текст или написать по-русски СМС, записку. Вот и приходят к нам мальчики и девочки четырнадцати-пятнадцати, а то и семнадцати лет.
– У Вас какая-то специальная программа? Какова методика работы с такими детьми?
– Да, у нас есть программа. Наша школа зарегистрирована в Министерстве образования и науки Эстонии. Есть даже специальный учебник для таких детей, кстати, единственный в Эстонии «Tere, русский язык!», вместе с рабочей тетрадью. Это первая ступень, начиная с 6-го класса. Мы его написали, исходя из опыта практической работы в нашей школе. Сейчас делаем продолжение, вторую ступень.
– Ну и как результаты после посещения вашей школы? Каков итог?
– Результат, на самом деле, очень неплохой. Мы взяли государственные тесты за основную школу, т.е. 9-й класс включительно, и дали нашим ребятам. Все написали работы просто отлично!
– А какой-то итоговый документ Ваша школа предполагает?
– Да. Во-первых, у нас есть традиционные табели. Ну и, конечно, по итогам мы выдаём сертификат Школы русского языка Института Пушкина.
Интервью записала Жанна Соколова