Десять изречений преподобного Серафима Саровского
15 января — день памяти одного из наиболее почитаемых русских святых Серафима Саровского. В жизни Прохора Мошнина, именно так в миру звали преподобного, было много сомнительного с точки зрения официальных церковных кругов — Синода, что не мешало ему быть очень популярным при жизни. Народная тропа к старцу Серафиму, при жизни славившемуся даром исповедника и целителя, не зарастала. Посещали его и многие знатные вельможи, в том числе император Александр I. Со временем факты его биографии обросли домыслами и легендами, неотделимыми от истинных чудес.
Известно, например, что в возрасте семи лет мальчик упал с высокой колокольни, но остался невредим. Однажды на старца напали грабители и жестоко избили. Из-за травм на всю жизнь он остался сгорбленным — таким его изображают и на иконах. Однако своих обидчиков Серафим простил и просил не наказывать их.
Среди известных рассказов о чудесных подвигах преподобного — его общение с диким медведем, которого старец, по рассказам, кормил сухариками.
Во время Саровских торжеств летом 1903 года по случаю открытия мощей старца Николаю II было передано послание Серафима «четвёртому государю» — им и был император. О чём прочёл Николай в письме, неизвестно — ни оригинала, ни копий не сохранилось. По рассказам дочери Серафима Чичагова, одного из инициаторов канонизации отца Серафима, принявший запечатанное мягким хлебом послание государь положил его в нагрудный карман с обещанием прочесть позже. По свидетельству современников, когда же Николай прочёл послание, то горько заплакал. Предположительно, в письме содержалось предостережение о грядущих кровавых событиях и наставления в укреплении веры.
Одним из соблазнов для членов Синода были не до конца выясненные отношения отца Серафима со старообрядцами. Подозревали его в симпатии к ним и даже тайной принадлежности к этому направлению русского православия. Даже несмотря на то, что хорошо известен разговор святого отца со старообрядцами, где он просит их «оставить бредни».
Святой был канонизирован лишь в 1903 году — 20 лет спустя после начала процедуры канонизации. Синод, зависимый от царя, колебался. Известно, «отмашку» к началу канонизации преподобного Серафима дал лично последний русский император Николай II. Не исключено, что определённая роль в решительных действиях Николая II, надавившего на обер-прокурора Синода Константина Победоносцева, принадлежит его супруге Александре Фёдоровне, которая, как известно, молилась саровскому старцу о даровании наследника.
Несмотря на большое количество великосветской «политики», окружавшей имя святого уже после его смерти, о его духе ясно свидетельствуют изречения преподобного Серафима. Вот некоторые из них:
— И хлебом обожраться можно.
— Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.
— Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.
— Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.
— Не должно оставлять деятельную жизнь и тогда, когда бы в ней человек имел преспеяние и пришёл бы уже в умосозерцательную: ибо она содействует умосозерцательной жизни и её возвышает.
— Буде Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения.
— Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своём стремлении к Богу созерцает Его одного.
— Где Бог, там нет зла. Всё происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.
— Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других.
— Когда люди поносят нас, мы должны считать себя недостойными похвалы. Ежели бы были достойны, то бы все кланялись нам.
Елена Вешкина