EN
 / Главная / Публикации / Мир старообрядчества и международное сотрудничество

Мир старообрядчества и международное сотрудничество

Дементий Ивлиев15.02.2024

staroobryadci.ru###https://staroobryadci.ru/2024/02/12/aktualnaya-povestka-dlya-staroobryadcheskoj-obshhestvennostiili-pochemu-mezhdunarodnyj-staroobryadcheskij-forum-dolzhen-prevratitsya-v-assambleyu/

Общины русских старообрядцев разбросаны по всему земному шару, и всюду ревнители древнего благочестия из поколения в поколения сохраняют свой язык и культуру, свою русскость. Неслучайно, что фонд «Русский мир» и Русская старообрядческая православная церковь не первый год сотрудничают в деле сохранения русского языка и русских традиций за рубежом. В декабре 2023 года в Москве состоялся уже пятый Международный старообрядческий форум, собравший около 200 старообрядцев. Мы опубликуем один из прозвучавших на этом собрании докладов, в котором подняты важные вопросы, касающиеся сохранения единства и регулярного общения старообрядческих общин по всему миру.

Ваше высокопреосвященство Владыка Корнилий, честные отцы, братья и сёстры, всем доброго здоровья! 

Сегодня в Доме Пашкова мы проводим очередной форум, символизирующий межстарообрядческое сотрудничество, но мне хотелось бы заострить ваше внимание на целеполагании, то есть каковы вообще цели проведения такого рода мероприятий? Очевидно, что цели эти окончательно не определены и не сформулированы. При этом в наших силах их и определить, и доформулировать, и сформировать чёткую и конкретную программу действий, повестку дня на ближайшие год-два.

Важной задачей такого рода мероприятий всегда является попытка для нас, старообрядцев, переосмыслить себя и своё место в современном российском обществе. Так сложилось, старообрядцы в большинстве своём очень тонко чувствуют свою сопричастность большому старообрядческому миру. И даже не просто старообрядческому миру, а православному старообрядческому миру, и слово Православному здесь – ключевое. Потому как само старообрядчество, кроме как православным, никаким другим быть не может, так и сами староверы, в какой бы стране они ни жили, идентифицируют себя в первую очередь людьми православными и принадлежащими русской культуре. Это очень важный момент! Приведу пример.

Каждый год митрополит Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилий принимает участие в двух больших связанных между собой мероприятиях, которые проходят накануне Дня народного единства 4 ноября: Конгресс русских соотечественников и Ассамблея фонда «Русский Мир». Для этого в Москву на несколько дней приезжают, с одной стороны, представители русских общин со всего мира, а с другой – учёные-слависты из университетов очень многих стран, которые профессионально занимаются русским языком и русской культурой. Несколько дней на Конгрессе и Ассамблее, на их семинарах и круглых столах идет обсуждение актуальных проблем Русского Мира, активно представленного на всех континентах Земли.

Эти удивительные по силе воздействия мероприятия позволяют осознать, как крепки в других землях и странах, близких и далёких, порой за десятки тысяч километров от России, диаспоры наших соотечественников – настоящие очаги русского языка и культуры. Среди этих очагов русская идентичность лучше всего сохраняется в религиозных общинах, а вот среди них фактически особняком стоят зарубежные старообрядческие общины. Попасть в такую общину – это как совершить путешествие на машине времени и своими глазами увидеть Древнюю Русь.

Но далеко не все любопытствующие люди понимают, что основа такой языковой и культурной неповреждённости старообрядцев за пределами своего Отечества – это не только верность традициям и обычаям предков, а в первую голову их крепость в дораскольной православной Вере, стояние за Веру, верность Вере отцов, дедов и прадедов. А потом уже – всё остальное. Оставаясь уникальными, эти старообрядческие анклавы за пределами России, отдельные общины и целые диаспоры, как, скажем, липоване в Румынии, являются настоящими островами истинной веры Христовой, глубинной древнерусской культуры и удивительного по красоте старинного русского языка. Именно поэтому они, как никто, нуждаются в поддержке России – по линии всех возможных государственных и общественных институтов. Одним из них и является, собственно, наш Международный старообрядческий форум, где собрались в первую очередь староверы, неравнодушные к проблемам старообрядчества в целом.

Если говорить об общественном старообрядческом мире, то, это, очевидно, всё то, что имеет отношение к старообрядчеству за границами наших храмов, так как духовные вопросы мы на таких мероприятиях договорились не обсуждать, и это абсолютно правильно. Совершенно очевидно, что той культурологической платформы, которая нас всех объединяет и, в частности, собрала нас всех сегодня на Форуме, вполне достаточно для нашего плодотворного сотрудничества.

Уникальный культурный код старообрядчества – это наше общее богатейшее материальное и, что не менее важно, нематериальное наследие практически во всех областях нашей истории и культуры. Богатейшее! А сколько ещё лежит под спудом неисследованного, сколько ещё предстоит раскопать, прочитать, изучить, вынести на свет Божий – это бездны, бездны! Перечислю основные направления, по линии которых межстарообрядческое сотрудничество, на мой взгляд, должно развиваться и укрепляться.

Это, разумеется, научная деятельность, видимым результатом которой являются научные открытия, исследования и конференции. И конференций этих должно быть намного больше! Это также, разумеется, культурологическая деятельность. Это деятельность издательская. Кстати, что касается издательской деятельности, то у нас есть несколько человек в разных согласиях, и я сам, в частности, кто регулярно выпускает новые книги о старообрядчестве. Мы, старообрядческие издатели, все друг друга знаем, дружим, обмениваемся книгами, а также, что очень важно, реализовываем совместные издательские проекты.

И ещё одно очень важное направление межстарообрядческого сотрудничества – это регулярное проведение вот такого рода мероприятий, как наш сегодняшний Форум, которых, на мой взгляд, должно быть гораздо больше. Ведь именно здесь фиксируются ключевые моменты нашей общественной деятельности и формулируется актуальная повестка дня. И при этом очень важный момент – название! Слово форум довольно безликое и ни к чему не обязывающее. Съездом мы наши собрания также назвать не можем, так как съезд, согласно старообрядческим традициям, это мероприятие одного, отдельно взятого согласия. Наиболее оптимальным и подходящим названием для наших межстарообрядческих собраний представляется слово Ассамблея. А если конкретно, то есть предложение переназваться и сделать название – Международная ассамблея старообрядческих согласий (МАСС).

Слово форум сейчас приобрело свойство синонима слова выставка. Как пример – Международная выставка-форум «Россия» на ВДНХ. Она именно так и называется официально. Не очень, правда, понятно, почему она называется международной, когда сама выставка состоит из стендов 89 регионов России, но это сейчас не важно. Форум – не самое подходящее слово. Ассамблея – гораздо убедительнее. Например, Ассамблея может принять резолюцию, обращение к властям, официальное заявление по поводу чего-либо. И вообще, мы собираемся для другого. Не для того, чтобы, как говорится, показать товар лицом, как на ярмарке, а чтобы обсуждать наши насущные вопросы. И не менее важно, чтобы эти обсуждения происходили бы на более регулярной и более частой основе.

В связи с этим есть ряд конкретных предложений. Во-первых, для начала перевести наши собрание, или уже Ассамблею, в ежегодный формат, а не устраивать встречи раз в два года, как сложилось сейчас. Далее, проводить эти ежегодные мероприятия поочерёдно то в Москве, то в одном из российских регионов. При этом критерии выбора региона должны быть такими. Разумеется, там должно проживать много старообрядцев, и желательно, чтобы это были старообрядцы разных согласий. А также там должно быть встречное желание со стороны губернатора и администрации региона – принять у себя в гостях нашу Межстарообрядческую ассамблею.
Как говорится, дорога ложка к обеду. И вот уже сейчас к нам обратилась администрация Томской области и приглашает нас провести наше следующее мероприятие в Томске, в июне 2024 года. Обещают предоставить нам лучшие площадки в городе для проведения Ассамблеи и круглых столов. Замечательное предложение, надо за него, как говорится, хвататься! В Томской области и соседних регионах проживает очень много старообрядцев различных согласий. Если мы проведем там мероприятие, то сможем пригласить на него многих интересных и общественно активных старообрядцев из Сибири и Дальнего Востока, кому сложно было приехать в Москву, а вот попасть туда будет как раз намного проще!

Не надо забывать, что и для местной администрации наше мероприятие станет очень хорошим, важным для имиджа города и области событием. Это в Москве наш Форум, прямо скажем, совсем рядовое мероприятие с точки зрения СМИ. А в Томске это на несколько дней станет основным событием в регионе. Я уверен, что если мы проведем нашу Ассамблею в Томске, то у нас уже через год губернаторы, как говорится, сами выстроятся в очередь с предложением провести наше следующее мероприятие у них.

Если мы перейдём на ежегодный формат, то логично, чтобы у Ассамблеи появился бы и свой рабочий орган, например Совет Ассамблеи, состоящий из представителей разных согласий, который работал бы на постоянной основе и занимался бы не только организацией больших ежегодных межстарообрядческих мероприятий, но и других, сопутствующих, меньшего формата, но не менее важных. Как предложение, проведение два раза в год регулярных круглых столов или конференций, одного – на Рогожском, и одного – на Преображенском. Задачи будут такими же – формулировать актуальную повестку дня, выходить на уровень обсуждения действительно важных и животрепещущих для всех старообрядцев проблем.

Разумеется, для проведения всех этих мероприятий нужны средства, финансы. Сейчас у нас в стране не та ситуация, которая была в начале XX века, когда экономика тогдашней России, по разным оценкам, была на 60% старообрядческой, когда за 12 лет так называемого «золотого века» старообрядчества с 1905 по 1917 год в России было построено больше тысячи старообрядческих храмов! У самих старообрядцев сейчас нет ни крупных денежных средств, ни большого количества попечителей – настолько годы советской власти нас разорили. Но зато есть другие возможности. Сейчас нет никаких проблем обратиться за деньгами в различные государственные институции и получить там необходимые средства, если только уметь правильно выстраивать с этими институциями диалог. Само государство способствовало организации для нас попечительского фонда «Правда русская». Он и существует для того, чтобы поддерживать наши важные и интересные общественные инициативы. Так что особых проблем с финансированием, если честно, я не вижу.

Не менее важным способом финансирования различных культурных и общественных инициатив остается грантовая поддержка. И у нас есть ряд общин во всех согласиях, которые активно развивают грантовые программы, на регулярной основе получают гранты. Совет Ассамблеи мог бы взять на себя функции по консультациям и содействию в получении грантов для гораздо большего количества общин. Вообще у нас, в нашем старообрядческом мире, даже в далёких общинах, я знаю, есть очень много инициативных, интересующихся, пытливых людей, которые хотят принести пользу своей Церкви и старообрядчеству в целом, сделать что-то полезное, важное, нужное. Но зачастую они не знают, куда обратиться. То есть желание есть, и всё. А дальше – к кому идти? Куда идти? А я считаю, что нет ничего сложного в том, чтобы правильно структурировать все эти инициативы снизу и не просто направить их в нужное русло, но и придать им хороший сильный импульс. 

В заключение я хочу ещё раз призвать всех неравнодушных старообрядцев продолжать объединяться по интересам, формулировать инициативы и идеи, обращаться в фонд «Правда русская», да и не только туда, и продолжать вести деятельность, которая будет полезна не только для старообрядцев, но и для России в целом.

Простите Христа ради!

P.S. Когда этот материал готовился к публикации, пришло очень важное сообщение о том, что Правительство РФ утвердило Концепцию сохранения и развития «нематериального этнокультурного достояния России» до 2030 года. Согласно сообщению, эта концепция предполагает создание условий для сохранения, изучения и популяризации традиционной культуры. Как отметили в правительстве, документ предусматривает «системную работу» по выявлению, сохранению и изучению этнокультурного достояния.

Что означает это сообщение? Очевидно, то, что у всех неравнодушных старообрядцев теперь может появиться непочатый край общественной работы, чтобы помочь Правительству РФ реализовать это благое начинание.

Автор - Дементий Ивлиев, главный редактор журнала «Вестник Митрополии» РПСЦ

Источник: «Старообрядцы»

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева