Белый месяц в Год чёрной водяной змеи
Сегодня утром буддисты России, Монголии и Тибета встретили новый год по лунному календарю. В Бурятии, Тыве, Калмыкии понедельник объявлен выходным днём. Здесь первый день нового года отмечают как государственный и народный праздник Белого месяца – Сагаалган (другие названия – Шагаа, Цаган Сар). В отличие от большинства россиян, встречающих новый год по астрономическому времени, т.е. в двенадцать часов ночи, российские буддисты отмечают его с началом нового дня, то есть с восходом солнца.
А подготовка к празднику началась ещё в минувший четверг, сообщает РИА «Новости», когда в буддистских храмах (дацанах) стали проводить предновогодние молебны. В субботу были зажжены костры – был совершён важнейший очистительный обряд Дугжууба, символизирующий уничтожение в огне несчастий и накопленного зла. В обряде приняли участие десятки тысяч буддистов-мирян. Для проведения обряда изготавливается сор – высокая, увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в сор «вкладывают» для сжигания плохую карму общины за прошедший год – кусочки теста, ваты или бумаги.
Тысячи верующих в воскресенье получили возможность поклониться «нетленному ламе» – Хамбо ламе Даша Доржо Этигэлову, доступ к телу которого открыт лишь во время больших буддийских праздников. Это «закрытый» день, когда принято украшать домашний алтарь и делать подношения божествам.
В ночь на понедельник состоялись хуралы (молебны) в буддийском центре России – в Иволгинском дацане. Они прошли под руководством XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Молебны в Иволгинском дацане продолжатся до 26 февраля. До этого дня все дела, благие и неблагие, увеличатся в тысячи раз, считают верующие.
Новогодний молебен с участием тувинских буддистов прошёл и в Москве. Он начался вечером в воскресенье и продолжался до 06:00 понедельника.
Крупнейшая община – Буддийская традиционная Сангха России – не так уж мала. Она объединяет более 30 монастырей, разбросанных по всей территории страны. А них служат более 1000 лам. Всего в России, по разным оценкам, буддистами являются до 2 миллионов человек.
Согласно буддийской мифологии, праздник Белого месяца связан с именем дхармапалы (божества-покровителя) Балдан Лхамо, которая каждый год после победы над злыми духами и спасения солнца, проглоченного владыкой ада Ямой, спускается на землю и согревает её своим теплом, открывая дорогу весне.
Сагаалган – праздник не только религиозный, но и народный, символизирующий скорое окончание зимы, поэтому не обойдётся и без светских мероприятий. В понедельник состоятся разнообразные концерты, российских буддистов поздравит Дед Мороз – сказочный Белый Старец (Сагаан Убгэн). Сегодня же в центре Улан-Удэ состоится «Глобальный ехор» – хоровод, символизирующий единение всех людей.
Сагаалган будут отмечать целый месяц – в это время принято ходить в гости к старшим, к близким и дальним родственникам, обязательно дарить подарки. Согласно бурятским традициям, в это время на столах обязательно должно присутствовать буузы – национальное блюдо, похожее на манты, а также «белая» пища – молочные продукты.
Немного об истории праздника
По лунному календарю нынешний год – Год чёрной водяной змеи, пришедшей на смену водяному чёрному дракону. Он наступает с 10 на 11 февраля 2013-го и заканчивается 31 января 2014 года.
Праздник Белого месяца восходит к древним национальным и религиозным традициям монгольских народов. Он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Название праздника происходит от слова «сагаан» – белый. Белый месяц изначально считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью. В это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках. Внук Чингисхана – хан Хубилай – перенёс время празднования нового года с осени на конец зимы под влиянием китайской астрологии. Таким образом, монгольский Белый месяц был приурочен к началу года по двенадцатилетнему циклу.
Елена Вешкина