EN
 / Главная / Публикации / Небюджетные знания

Небюджетные знания

31.08.2012

Новый учебный год начался со слухов о том, что за школьное обучение скоро, несмотря на все уверения чиновников о бесплатности среднего образования, придётся платить. В родительской среде ходят некие «закрытые» списки, по которым в бесплатный лимит преподавания скоро войдут частичное преподавание русского языка,  математики, три часа физкультуры и три часа истории религии и культуры. За остальные предметы и дополнительные часы надо будет платить: за иностранные языки до 800 рублей в месяц, за другие предметы – от 200 до 500.

Как подсчитали активисты Общероссийского профсоюза образования, в среднем полноценное обучение школьника, если слухи подтвердятся, с 2013 года будет обходиться  его родителям в 3-4 тысячи рублей в месяц, а в мегаполисах – до 6 тысяч.

– Мы разъясняем митингующим, бесплатное среднее образование останется в неприкосновенности, – говорит Галина Меркулова, председатель Общероссийского профсоюза образования. – Но страх от монетизации льгот и невыплат зарплат так засел в памяти людей, что всем тревожно. Ведь мало кто знает о законе. Я уверена, что скоропалительность, с какой принят закон о реформировании школ, ещё аукнется.  

Меркулова имеет в виду принятый Госдумой и одобренный сенаторами, кстати, без общественных слушаний, закон о бюджетных учреждениях. По нему все государственные учреждения разделены на три типа – казённые, новые бюджетные и автономные. В первую дотационную группу перейдёт большинство бюджетников, включая армию и МВД. Второй и третьей группам закон даёт право – правда, с разной степенью свободы – заниматься хозяйственной деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться сами. Для образовательных учреждений, включая школы, преимущественно предполагается перевод как раз в автономные бюджетные учреждения.

Реформа задумана радикальная: бюджетникам, привыкшим жить на дотациях, с 2013 года предстоит или приспособиться к рыночным условиям, научившись зарабатывать деньги; или превратиться в казённые учреждения, обязанные каждую заработанную копейку отдавать государству; или, не выдержав конкуренции, слиться с более успешными представителями отрасли.

По замыслу чиновников, бюджетная сфера, насчитывающая более 10 млн человек,  более чем на половину (5,5–6,5 млн человек) должна перейти в автономный статус. В том числе школы. Частично уже с января 2011 года государство перестало финансировать по смете региональные и муниципальные учреждения. А в будущем они будут получать субсидии за выполнение государственных заданий.

– Задумывалось, что и по школам закон вступит в силу 1 января 2011 года, – говорит Галина Меркулова. – Но даже горячие головы из Минобразования, столкнувшись с акциями протеста родителей и роптанием учителей, согласились с очевидным – школы даже с 1 сентября 2012 года не успеют перейти на автономный режим. 

В итоге переговоров Общероссийского профсоюза образования, парламентариев, сенаторов и Минобразования достигнут компромисс: для школ введён добровольный  экспериментальный период с 1 января 2011 года, обязательный переходный период – до 1 июля 2012 года, а в силу закон вступит лишь с 1 января 2013 года. Возможно, даже позже. За этот период, как настаивают учительские профсоюзы, в казённую группу, вероятно, будут переведены детские дома, коррекционные и малокомплектные школы. В статус новых бюджетных учреждений переведут большинство школ. В них будет установлен государственный стандарт качества и количества оплачиваемых государством услуг. Одновременно «необюджетники» получат право легально оказывать дополнительные платные услуги – репетиторские, факультативные и кружковые. Однако самая большая финансовая свобода достанется автономным учреждениям, по замыслу реформаторов, самым успешным с коммерческой точки зрения и конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

Однако переходить в автономное плавание не спешат даже школы с безупречной репутацией.

– Нас склоняют к полной автономии, – говорит Ефим Рачевский, директор Центра образования «Царицыно», член Общественной палаты и Комиссии при Президенте РФ по совершенствованию ЕГЭ. – Но в условиях спешки реформаторов, не отшлифовавших закон до деталей, и драконовских законов, желания экспериментировать ни с жизнями детей, ни со своей нет.  

При этом «Царицыно» давно и умело зарабатывает – до трети бюджета центр получает за счёт платных услуг. Это, помимо факультативов и спортивных секций, ещё и репетиторство. Причём не подпольное, а кормящее школу легально. Правда, с оговорками: перерегистрация – каждый год, а отчёты в налоговой – волокита пострашнее перерегистрации. Рачевский поэтому и ратует за постепенность реформы школьного образования. К тому же, по данным Общероссийского профсоюза образования, опыт перехода в автономию МГУ и трёх вузов федерального значения показывает, что настоящей автономии нет. По старой модели директору или ректору приходилось работать в рамках сметы, и он не мог перекинуть средства на другую статью расходов без согласований. Но и при финансовой автономии он ограничен имеющимися в его распоряжении средствами, которые и без того будут урезать, а за те средства, что заработает сам, он должен будет отчитываться перед налоговой, которая с директорами школ не церемонится. Но главный страх, который терзает педагогическое сообщество, – это какими будут госзаказы? Не урежут ли чиновники в условиях демографического спада финансирование школ? Ведь тогда точно придётся выживать за счёт платных услуг. Отсюда и опасения родителей насчёт дополнительной платной математики и заоблачно дорогого английского.

– Проблема в том, что закон действительно разумен, но принят в спешке, – полагает Исаак Фрумин, научный руководитель Института развития образования ГУ ВШЭ, – к тому же информационную компанию реформаторы проиграли на старте, а теперь отыгрывают отсрочками в исполнении закона, сея ещё большую подозрительность. А надо честно говорить о том, что плохим школам и вузам придёт действительно конец. Процесс слияний и поглощений на рынке социальных – в первую очередь, образовательных – услуг, – это признак выздоровления государства. И хорошо, что оно этот механизм запускает. Это и есть оптимизация. Неконкурентоспособные сходят с дистанции, экономя средства, а успешные дают знания.

Владимир Емельяненко

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева