EN
 / Главная / Публикации / «Нижний» и «верхний» взгляд на крестителя Руси

«Нижний» и «верхний» взгляд на крестителя Руси

27.07.2012

Год назад на знаменитом Андреевском спуске, в туристическом сердце Киева, на глаза случайно попался новый маршрут – «По местам Крещения Киевской Руси». Пятачок земли, на котором потом приходилось жаться, поразил «домашними» масштабами принятия славянами христианства. А ещё больше – сопротивлением ему и той стоической беспристрастностью, с которой необычный экскурсовод рассказывал о невидимой истории. И вот ведь какая штука: сам, без поводыря, вряд ли её рассмотришь.     

– Ну, пойдёмте? – пожилой экскурсовод представился Александром Леонидовичем.

Чуть позже я узнаю, как нам повезло. Это был автор книг по истории Киева, доктор исторических наук Александр Анисимов. Впрочем, о том, что учёный знает своё дело, стало ясно с первых шагов. 

– Мы с вами начнём с Владимирского креста, но только не с того, что освящает въезд в Киев, а с самого первого. Немудрено, что туристы обычно его не замечают. Или не доходят до него.  

И по Андреевскому спуску мы пошли вниз к Подолу. Шли сквозь удивительно уютные улочки и дворы, как по закоулкам истории. «Я тут с детства каждый поворот знаю», – признался экскурсовод, когда перед нами как из-под земли вырос угол набережной Днепра. «Вон, видите Владимирскую горку? – показал Анисимов не на горку вовсе, а на скромных размеров колонну. – Это и есть памятник Владимиру Крестителю. Мы, киевляне, его зовём «нижний» памятник».

До колонны рукой дотянуться можно. И хотя она стоит у основания Владимирской горки, её уже придавили Подол и набережная Днепра так, что колонна утонула в их масштабности. А по преданию и редким историческим хроникам, именно на этом месте князь Владимир крестил, правда, не киевлян, а своих детей. Сегодня об этом мало кто знает даже из числа местных. Да и как узнаешь, если официально памятник называется «Колонна Магдебургского права»? Эта наиболее известная в Европе система городского права давала Киеву право самостоятельной экономической деятельности, которая регулировалась собственной системой юридических норм. А теперь эта колонна – старейший на Украине архитектурный монумент, построенный в честь возвращения Киеву Магдебургского права и одновременно «Памятник Крещения Руси».

– А почему Крещение Руси датируется 988 годом? – это из разрозненной туристической толпы хрестоматийный подросток-ботаник, в очках, чуть сутулый, демонстрирует небанальную эрудицию. – Ведь на самом деле князь Владимир крестился в 987 году. Это в Киеве. А за два года до этого он крестился в Византии, в Константинополе. 

– Вот у вас есть бабушка? – Озадачил не только ботаника, но всю туристическую группу Александр Анисимов. – Вы прислушиваетесь к её мнению?

Парнишка закивал, но недоумения скрыть не смог. Мол, при чём тут бабушка? Довольный гид продолжил:

– Так и Владимир. Княгиня Ольга, его бабушка, приняла христианскую веру за 30 лет до Владимира. Но ей не на кого было опереться в своих попытках создать централизованное государство, хотя она понимала, что монотеизм и христианство, подразумевающее вертикаль власти, в этом смысле – залог успеха. Вот и воспитывала внука как государственного мужа и будущего Крестителя. А насчёт тайного крещения Владимира... Во все века и сегодня тоже люди венчаются тайно. Это глубоко личное. Так что я его понимаю.

Анисимов полагает, что тут – как с другим памятником Владимиру. В Киеве его называют «верхним», или «настоящим». Этот памятник уже не колонна, а скульптура Крестителя, находится выше, на Владимирской горке. По замыслу архитекторов, в крест, который Владимир держит в руках, были вмонтированы газовые провода. В них в ХIХ веке подавался керосин, и крест был маяком, светивший направлявшимся в Киев паломникам: его было видно за 25 верст. Затем наступила эпоха электричества, и крест засиял ещё ярче. Впрочем, образнее и лучше всех об этом рассказал Михаил Булгаков. Вот только «верхний» Владимир  в отличие от «нижнего» так и не стал святым. Церковь не освятила памятник. В 1853 году его сооружали светские архитекторы. С тех пор он стал символом Киева, но светским. А вот какой из двух памятников Крестителю Руси – настоящий, это каждому решать надо самому. 

– А теперь мы с вами пойдём к месту, – зовёт гид, набирая скорость, – где собственно и крестили киевлян. И это был вовсе не Днепр, как принято считать.

Анисимов ведёт к Ильинской церкви на Подоле, после многочисленных перестроек сохранившей облик XVII века. До неё на том же месте стоял деревянный храм, один из первых в Киеве. Его заложили Аскольд и Дир после провального похода на Константинополь, где им, чтобы выжить, пришлось принять христианство. Возле храма был «Притык» – так в древности называли место, куда причаливали суда, шедшие по реке Почаевке, впадающей в Днепр. Вот в Почаевке, по преданию, и крестились киевляне. Кстати, неподалёку, где сегодня возвышается монументальное здание МИДа Украины, было древнее языческое капище – пантеон языческих богов, которых на Руси при Владимире возглавлял Перун. Ну, а когда Владимир крестил Русь, по легенде, деревянную статую Перуна спустили в Днепр в том месте, где сегодня на Подоле стоит знаменитый туристический аттракцион – фуникулёр. А после того, как Владимир расправился с идолами, на месте языческого капища была построена Трёхсвятительская церковь. Правда, потом большевики на её месте установили здание МИДа. И теперь на площади перед ним – памятник княгине Ольге, Андрею Первозванному и Кириллу и Мефодию.

– Ну, это сегодня всё так красиво и благостно, – считает Александр Леонидович Анисимов. – А вообще, принятие Крещения не было только красивым актом. Например, Великий Новгород и Ростов Великий чуть ли не дольше остальных славянских земель сопротивлялись новой вере. Правда, первых киевских христиан Владимир крестил без топора над головой. Сделать это в стольном граде было проще. А вот на севере язычество было очень развито, волхвы занимали ключевые позиции в обществе. Да и людям было сложно сразу принять новый девиз: вчера вы были язычники, а сегодня – христиане. Поэтому сопротивление было. В Новгороде до сих пор есть поговорка: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём». Это уже говорит о том, какими методами крестили Русь. В исторических хрониках, например у Карамзина, написано, что Крещение Руси проходило в 988-989 годах. Но тут же он признаёт, что некоторые земли, те же Новгород и Ростов, сопротивлялись новой вере вплоть до XII века. 

Единственная дальняя прогулка необычной крещенской экскурсии – до Владимирского собора. Он стоит особняком от мест Крестителя, поскольку был открыт довольно поздно, в 1896 году, к 900-летию Крещения Руси императором Николаем II. И отношение к нему такое же неоднозначное, как к принятию христианства. Дело в том, что только здесь святые, и Владимир в их числе, изображены не в традициях иконописи, а как люди из плоти и крови. «Как живые», – считает Анисимов. Ведь собор расписывали знаменитые художники – Васнецов, Нестеров, Врубель. Они тоже внесли свой светский вклад в «нижний и «верхний» взгляд на историю. И теперь она стала нам ближе. Стоит только приехать в Киев и найти знающего поводыря.

Владимир Емельяненко

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева