EN
 / Главная / Публикации / По пути русских кругосветных мореплавателей

По пути русских кругосветных мореплавателей

Владимир Иванов05.10.2023

Российские путешественники, чей катамаран потерпел крушение из-за нападений акул недалеко от Австралии, собирают средства на новое судно, чтобы продолжить кругосветную экспедицию «По пути русских кругосветных мореплавателей», организованную Томским отделением Русского географического общества (РГО).

Руководитель экспедиции «По пути русских кругосветных мореплавателей» Евгений Ковалевский – потомственный томич, кандидат технических наук, профессор географии, вице-президент Томского отделения Русского географического общества, обладатель звания «Выдающийся путешественник России», мастер спорта международного класса по спортивному туризму, чемпион России по парусным путешествиям, чемпион России по экстремальным сплавам, абсолютный чемпион России по экстремальным путешествиям.

Евгений Ковалевский. Фото: russianoceanway / Телеграм

– Евгений Александрович, расскажите, как ваш предшествующий жизненный опыт связан с экстремальными морскими путешествиями?

– Вся моя жизнь связана с экстремальными путешествиями. Я начал путь путешественника в 17 лет. Сейчас мне 66. Через год исполнится ровно 50 лет, как я занимаюсь экстремальными путешествиями. Много лет занимался экстремальными сплавами. 35 лет ходил по самым сложным рекам Советского Союза. С 98-го года начал ходить в Гималаи. Совершил более 20 экстремальных путешествий в Королевстве Непал, Тибете, в Королевстве Бутан.

Моя команда поставила задачу пройти все самые сложные реки Непала, а потом пройти реки Эвереста. Наша томская команда впервые в мире совершила экстремальный сплав в верхних каньонах северной реки Эвереста Арун и совершила несколько первопрохождений в каньонах южной реки Эвереста Дудх-Коси. Это было очень сложно и смертельно опасно. Все реки, которые берут начало со склонов Гималаев, бегут в Индийский океан. Вот так и моя жизнь пришла от рек и от гор к океану. Индийский океан привлёк мое внимание тогда, когда один из моих друзей предложил рискнуть пересечь Индийский океан на надувном парусном катамаране. Сказано – сделано.

В 2006 году мы ухитрились пересечь Индийский океан на надувном пляжном катамаране, который ходит по озерам в пресной воде. Мой друг доработал конструкцию, и в 2010-2011 году мы перешли на надувном тримаране Атлантический океан. Это были наши первые опыты океанских переходов на надувных судах. Через несколько лет мы пересекли на надувном катамаране Тихий океан.

В конце концов, в Томском отделении Русского географического общества мы создали проект, предполагающий впервые в мире обойти вокруг света на надувном парусном катамаране. Идеологами этого проекта стали три человека: Юлия Калюжная, исполнительный директор Томского РГО, профессор географии Томского госуниверситета Евгений Ковалевский и моряк-парусник Станислав Берёзкин. В целом, на разработку проекта ушло 8 лет.

1 июля 2021 года на парусном катамаране экипаж из двух человек – Евгения и Станислава – стартовал в экстремальную кругосветную экспедицию Русского географического общества «По пути русских кругосветных мореплавателей». На сегодняшний день, с учётом двух лет плавания, мы в нашем проекте уже десять лет.

Наша принципиальная идея – напомнить миру о морской славе России и повторить путь первых русских кругосветчиков XIX века. Вспомним, что в девятнадцатом веке моряками разных стран было совершено 100 кругосветных экспедиций, из которых половина совершены русскими моряками.

Вспомним, что в 1803 году Крузенштерн был первым русским кругосветчиком, что Беллинсгаузен открыл Антарктиду, несколько сот островов в Тихом океане. Результатами их исследований весь цивилизованный мир пользуется до сих пор.

Читайте также: «Крузенштерн начал путь, который позволил России стать великой морской державой»

– Расскажите подробнее о реализации вашего проекта

– Важно подчеркнуть, что наш проект XIX века. Вспомним, что в девятнадцатом включает не только экстремальное океанское путешествие, но также реализацию нескольких прикладных программ.

Одна из приоритетных программ – образовательная. Мы готовим и проводим каждые 3 – 4 месяца онлайн-уроки реальной географии. Юля стала главным идеологом и координатором программы «Уроки из Океана». Уроки привязаны к тем местам, где идёт на катамаране наш экипаж. Например, если это остров Пасхи, то тема урока будет остров Пасхи. С помощью ЗУМ нас видят тысячи детей и могут нам задавать вопросы. Мы хотим создать образовательный кластер из десяти уроков по пятьдесят минут каждый и предложить этот кластер Министерству просвещения России. Мы уже создали и провели 6 уроков, продолжаем создавать новые по маршруту экспедиции.

Мы также реализуем экологическую программу – наблюдения за распространением мусора в океане, анализ причин формирования мусорных островов и т. п.

Предметом нашего научного интереса также является психологическое состояние экипажа, изучение поведения людей в условиях длительного совместного нахождения в замкнутом пространстве. Решение этой проблемы важно для осуществления длительных космических полётов, реализации многомесячных экстремальных научных и спортивных экспедиций,

деятельности научных и хозяйственных коллективов в Арктике и Антарктике, др. Научные исследования мы выполняем по заданиям Томского отделения Русского географического общества и томских университетов.

Члены экспедиции на Фиджи. Фото: russianoceanway / Телеграм

– Опишите, пожалуйста, ваше судно.

– Наш катамаран – это надувные баллоны, на которых лежит и закреплена металлическая трубная рама. Посередине катамарана закреплена мачта, стоит четырёхместная палатка. Плавучая конструкция может двигаться по морю с положительной скоростью и сделана она так, чтобы выживать на больших волнах, на встречных и попутных ветрах, при возможных столкновениях с рифами. В мире до сих пор на надувных судах никто кругосветных плаваний за одну экспедицию не делал – это эксперимент!

Построил судно по нашему заказу дизайнер из Санкт-Петербурга. Первоначальный вариант, на котором мы стартовали два года назад из Кронштадта, назывался тримаран, так как рама крепилась на три баллона. За 800 миль до острова Пасхи, в сильный шторм стальное рулевое устройство разлетелось вдребезги, мы потеряли возможность управления и дали сигнал SOS. Нас спасли, тримаран со всем оборудованием забрал океан.

От острова Пасхи мы продолжили экспедицию на надувном судне того же дизайнера, дошли на небольшом надувном катамаране почти до Австралии. В результате нападения акул катамаран погиб, а мы снова выжили. В итоге, мы потеряли во время этого кругосветного путешествия уже два судна. Как видите, наша команда справляемся со своими задачами, а суда нет. После потери второго судна и чудесного спасения мы оказались в Австралии.

Фото: russianoceanway / Телеграм

– Как был организован ваш быт на судне?

– Наш экипаж – мы со Стасом – два человека, а спальных мест в палатке – на четверых. В каждой точке захода мы приглашаем моряков или обычных жителей присоединиться к нам. На наш призыв охотно откликаются люди. С нами за два года прошло около 30 человек из России, Бразилии, Аргентины, Чили, Франции. От Таити до Австралии в экипаже шёл француз Винсент. Таким образом, мы реализуем ещё одну программу «Дружба народов». В странах, куда мы заходим пополнить запасы воды и еды, проводим встречи и экскурсии, рассказываем о нашей экспедиции. Наш опыт оказался чрезвычайно интересен яхтсменам всего мира – никто никогда не задумывался о том, что на надувных судах можно пересекать океаны. А тут вот русские моряки идут на надувном судне вокруг света – удивительно!

Мы создаем исторические фильмы, проводя параллели с российскими путешественниками девятнадцатого века. Мы заходим на те же острова, на которых побывали наши предшественники. Фотографируем памятники русским мореплавателям. Например, Беллинсгаузен в Рио-де-Жанейро, Головнин на Вануату, другие. Наши фильмы смотрели в России и в государствах, которые мы посетили.

Памятник В. М. Головнину, Вануату. Фото: russianoceanway / Телеграм

Наш быт во время похода прост.

Спим в спальниках. Правда, иногда в них

заплескивается солёная вода, и мы спим в мокрых солёных спальниках. Когда мы несколько месяцев шли вокруг Южной Америки, был дикий холод. Нулевая температура в открытом океане – это очень холодно. Дует ветер, ночью солнца нет, часто на палубу и вахтенных забрасываются холодные волны. Я надеваю по трое-четверо штанов, две-три шапочки, в общем, одеваюсь по-зимнему. Мы даже придумали новый термин «свирепый юг», который отражает жёсткую южную погоду.

У нас газовый баллон и газовая плитка. Мы можем сварить лапшу, рис, чай, кофе. Холодильника нет – недостаточно электричества. Две солнечные батареи, от которых заряжаем два автомобильных аккумулятора, а от них заряжаются телефоны и камеры.

У нас нет автопилота, один человек постоянно сидит на вахтенном стуле на палубе и управляет катамараном. Если погода сложная – объявляем аврал, и все борются со стихией. Наши одежда и спальники влажные и солёные. Постоянно страдаем от хронического недосыпа. Но иногда можно почитать электронную книжку, если, конечно, выдалось время и есть желание.

Мы наблюдаем океан, закаты, рассветы. Это просто чудесно. Ночью приплывают дельфины, чтобы подружиться с нами. Вот таков наш быт – жизнь в дикой природе!

Читайте также: В древнерусской ладье – по океанам

– Как произошло крушение?

– Когда мы шли в предыдущем походе по Атлантическому океану, столкнулись с тем, что кто-то в центре океана на большой глубине пробивает дно баллонов. Постепенно мы узнали о куки-каттерах – глубоководных акулах. Они небольшие – длиной шестьдесят сантиметров, но их зубы – острые как пила.

Куки-каттеры охотятся на китов. Обычно ночью или рано утром они с глубины два-три километра идут к поверхности океана, выбирают жертву, разгоняются, врезаются в брюхо кита, присасываются к нему, у них губы как присоски, выгрызают кусок китового тела и уплывают. Это самая хищная рыба океана, обитает она в тропических широтах.

С этими акулами мы начали сталкиваться уже на пути от острова Пасхи к Французской Полинезии. Это уже тропические широты, там нас начали атаковать акулы. Спасало то, что дыры, образующиеся после нападений акул в баллонах катамарана, можно было заделать на близлежащих островах. На Фиджи мы смогли разглядеть несколько десятков следов акульих зубов. В Коралловом море на переходе от Вануату до Кернса, тысяча триста миль, с 3 – 4 сентября 2023 года вновь начались нападения акул. Сначала акулы прокусили корму левого баллона, корма обвисла мешком. У нас два баллона, в каждом по четыре секции. К нашему горю, после первых нападений оказалась повреждена кормовая секция. В течение дня 5 сентября 2023 года мы с трудом более-менее залатали дыру, но стало ясно, что если пробьют корму правого баллона, то мы затонем.

Так и получилось в ночь на шестое сентября. Мы предвидели это и заранее позвонили в наш Береговой штаб Юлии Калюжной, предупредили её о реально грозившей нам опасности. Оперативно сработали Юлия Калюжная и русская австралийка Наталья Аренс, австралийские спасательные службы и направленный к нам на спасение панамский сухогруз «Дугонг Эйс», за что всем огромное спасибо.

Путешественники высадились на берег Австралии. Фото: russianoceanway / Телеграм

Через сорок пять минут после объявления тревоги к нам подошёл огромный грузовой корабль, идущий из Австралии в Шанхай под Панамским флагом. Мы полтора часа пытались на него перебраться, его борт – пятнадцать метров, а мы почти уже в воде, наш полузатонувший надувной катамаран начало подсасывать под днище судна. Наконец, к пяти часам утра мы оказались на борту. Экипаж был очень добр к нам, нас напоили, накормили, дали каждому каюту. Несмотря на то, что мы пребывали в шоке от случившегося, через полчаса после подъёма на сухогрузе мы – Юлия, я и Станислав – провели короткое совещание по телефону и приняли совместное решение: нужно предпринять всё, чтобы продолжить экспедицию.

Нас доставили в Брисбен. Огромное спасибо посольству РФ в Австралии, которое через соотечественников помогло нам первоначально обустроиться в Брисбене. Мы поселились в семье у Владимира и Светланы Лашиных, принявших нас, как родных.

– Ваши первые впечатления об Австралии

– Везде чистота, хорошие дороги, хорошие дома. Уровень жизни высокий, люди довольны. Вечером в Брисбене мы поднялись на высокую гору и посмотрели на город сверху. Красота! Это мои самые первые впечатления об Австралии! Мне здесь нравится! Всё здорово!

По утрам я делаю пробежки. Во время бега здороваюсь с австралийцами, выгуливающими собак. Всегда в ответ местные жители мне приветливо отвечают. Австралийцы – доброжелательные, улыбчивые, внимательные.

Вот, например, мы зашли в магазин за сим-картами, сразу почувствовали позитивное отношение менеджеров магазина к нам. Позитив шёл ото всех – и от продавцов, и от покупателей.

Встреча команды с жителями Австралии при поддержке посольства Российской Федерации. Фото: russianoceanway / Телеграм

– Поделитесь своими дальнейшими планами

– Первоначально план был такой: задержаться в Кернсе, подремонтировать судно, закупить провиант, провести несколько встреч с соотечественниками и австралийскими моряками, поделиться накопленным нами опытом хождения через океан на надувном судне, провести съёмки исторических и культурных памятников.

Но ввиду чрезвычайной ситуации – потери судна и оборудования – нам нужно понять, как мы пойдём дальше. Для нас жизненно важно продолжить экспедицию. Все русские кругосветчики девятнадцатого века стартовали в Кронштадте и возвращались в Кронштадт. Мы должны повторить этот маршрут. Путь от Австралии до Кронштадта через Индийский океан, Красное и Средиземное моря, Северное и Балтийское моря займёт примерно восемь месяцев. Из Австралии нам нужно выйти в течение ближайших полутора месяцев, чтобы вернуться в Россию до лета 2024 года.

Огромное спасибо за поддержку и помощь посольству РФ в Австралии, меценатам, соотечественникам и всей русской общине!

Читайте также: Фёдор Конюхов: «Теперь все мировые рекорды – наши»

Источник: газета «Горизонт» (Австралия), выпуск № 40 (5 октября 2023), стр. 5 – 6 

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева