RUS
EN
 / Главная / Публикации / Фрески русского художника 30-х годов хотят уничтожить в Сан-Франциско. Ими недовольны защитники индейцев и темнокожих

Фрески русского художника 30-х годов хотят уничтожить в Сан-Франциско. Ими недовольны защитники индейцев и темнокожих

Александр Рязанцев12.07.2019

Как стало известно, городской совет по образованию Сан-Франциско принял решение закрасить фрески на стенах местной средней школы имени Джорджа Вашингтона. А рекомендовала сделать это, сообщает Координационный совет организаций российских соотечественников США (КСОРС), “Reflection and Action Group”, назначенная школьным городским округом Сан-Франциско.

Что такого примечательного в этих росписях и почему это интересно «Русскому миру»? Дело в том, что тринадцать панелей фрески «Жизнь Джорджа Вашингтона» были написаны в 1935 – 1936 годах русским художником-эмигрантом Виктором Арнаутовым.

Мотивы противников фрески кроются вовсе не в русофобии, как кто-то может подумать. Работа Арнаутова 80-летней давности не устраивает защитников прав меньшинств потому что фреска-де «прославляет рабство, геноцид, колонизацию, теорию “явной судьбы” (manifest destiny), превосходство белых … и … угнетение».

Фото: скриншот Youtube

Как утверждает знаток творчества русского монументалиста американский профессор Роберт Черный, написавший книгу “Victor Arnautoff and the Politics of Art” («Виктор Арнаутов и Политика искусства», 2017), всё это чистой воды недоразумение. Более того – нежелание видеть очевидного замысла художника.

Так, утверждает профессор Черный в своей биографии, настоящая цель этих росписей состояла вовсе не в прославлении рабства и геноцида, а в том, чтобы подчеркнуть эксплуатацию и угнетение цветных людей в Соединённых Штатах. В своей фреске, описывающей сцены из жизни Джорджа Вашингтона, художник, наоборот, осуждал эти страницы американской истории.

Всё перевёрнуто с ног на голову. Но американским активистам – борцам за права чернокожих и индейцев – дела до этого нет. Они видят лишь канву: вот первый американский президент повелительным жестом отправляет пионеров, вооружённых колонистов на Запад. Поверженный индеец лежит под его ногами.

Или вот: в углу одной из фресок изображены темнокожие рабы, собирающие урожай в родовом поместье Джорджа Вашингтона Маунт-Вернон. Ещё на одной фреске африканцы и африканки чистят кукурузу, работают в кузнице, грузят тюки на корабль, собирают хлопок…

Фото: news.artnet.com

Фото: скриншот Youtube

Как всё это трактовать? История? Бесспорно. Да, Джордж Вашингтон, отец-основатель Соединённых Штатов и национальный герой, был плантатором и рабовладельцем, многие из его бывших рабов имели фамилию «Вашингтон». Искусство? Тоже несомненно. Всё так, но только не для американских активистов. Для них всё однозначно – это акты насилия и завоевания, сцены угнетения, и ничего более. А потому эти изображения должны быть преданы забвению – закрашены.

И объяснения тут не помогут. Никакого контекста, никакого скрытого смысла для американских защитников меньшинств, похоже, не существует. Мысль, что автор картины, изображающей, к примеру, подчинение туземцев белым колонизаторам, тем самым протестует против этого явления, сочувствует униженным, им, похоже, и вовсе недоступна.

Фрески Арнаутова не только не должны быть уничтожены, наоборот, не оскорбляя ничьих вкусов, могут использоваться школьными преподавателями для наглядного изучения тех идей «белого превосходства», которые в своё время доминировали в обществе, а затем были им решительно отвергнуты. В этом уверены авторы петиции в защиту фресок русского художника, размещённой на сайте Change.org

Виктор Михайлович Арнаутов (1896 – 1979) – человек необычной судьбы. Сын православного священника, юность он провёл в Мариуполе, где и начал заниматься живописью. В Первую мировую сражался в составе эскадрона улан, был награждён офицерским Георгиевским крестом. С началом Гражданской войны, проживая в Симбирске, был мобилизован в армию Колчака, с которой отступал до Дальнего Востока. Как и многие белые офицеры, эмигрировал, осев поначалу в Маньчжурии.

В 1925 году художник уезжает в США, где поступает в Калифорнийскую художественную школу. Увлёкшись монументальной живописью, он на время перебирается в Мексику, где становится учеником ведущего мексиканского монументалиста XX века Диего Риверы.

Вернувшись в 1931 году в США, Арнаутов получает первые заказы. В Сан-Франциско художник работает над оформлением станций метро, дома Всемирной библиотеки, клиники в Пало-Альто и ряда других зданий и объектов, в том числе расписывает школу имени Джорджа Вашингтона. Цикл фресок под названием «Жизнь Джорджа Вашингтона» Арнаутов создал в 1936 году.

Для понимания идейной составляющей творчества русского эмигранта важен такой факт: все эти годы Виктор Арнаутов остаётся убеждённым коммунистом, членом Компартии США, активно участвует в общественных кампаниях в поддержку СССР. Парадоксально, но в годы Второй мировой он возглавил Русско-Американское общество по оказанию помощи Красной армии, под натиском которой в своё время был вынужден бежать из страны. 

Очевидно, что человек таких взглядов, ученик Риверы вряд ли мог в своём творчестве прославлять рабство, геноцид и превосходство белой расы. Бывают коммунисты, во имя светлой цели оправдывающие жёсткую диктатуру, но невозможно представить себе коммуниста, защищающего расизм и любые формы угнетения человека человеком.

В. М. Арнаутов. Автопортрет. 1941. Фото: ru.wikipedia.org

Уже в 30-е годы к художнику приходит признание. В разных городах США неоднократно проходят его персональные выставки, с 1939 по 1963 год он преподаёт в Стэнфорде. Но зов Родины оказался сильнее. В 1961-м Арнаутов впервые посещает СССР, а в 63-м, после выхода на пенсию и смерти жены, возвращается в родной Мариуполь (переименованный в Жданов) и принимает советское гражданство.

В Советском Союзе Арнаутов не оставляет работу, оформляя фресками и мозаиками множество общественных зданий в родном городе. Умер художник уже глубоким стариком, в возрасте 82 лет, в селе Вырица под Ленинградом.

Всегда печально, когда следствием идеологического диктата в обществе становится уничтожение произведений искусства. Вдвойне неприятно слышать об уничтожении работ Виктора Арнаутова нам, русским.

В своё время создание фресок оплатило специальное правительственное агентство, созданное президентом Франклином Рузвельтом в рамках Нового курса, отмечает «Голос русскоязычной Америки», критики высоко оценили живопись Арнаутова. Правда протесты американских правозащитников начались уже в конце 60-х, но тогда удалось достичь компромисса, добавив к работе Арнаутова фрески афроамериканского художника Дьюи Крамплера. Однако требования удалить или спрятать работы советского художника не прекратились.

Нынешний этап кампании против фресок в школе имени Джорджа Вашингтона запустила активист движения за права индейцев, сын которой учится как раз в этой школе. По словам которой, её ребёнок, проходя мимо этих работ, всякий раз опускал глаза. Какой чувствительный мальчик! 

По мнению активистки, фрески отображают «американскую историю с точки зрения колонизаторов». Ей вторит Вирджиния Маршалл, президент Союза чернокожих преподавателей Сан-Франциско, вспомнившая о том, как «избивали и вешали на деревьях» её прадеда и прабабку. А значит, работа художника, провисевшая 80 лет и уже ставшая городским достоянием, должна быть уничтожена? Сентиментальность тоже бывает агрессивной. Президент совета по образованию Сан-Франциско Стевон Кук, сам афроамериканец, считает, что изображённые на фресках Арнаутова сцены «оскорбительны для некоторых общин»

Однако есть у работ русского художника и свои защитники, которые, впрочем, оказались в меньшинстве. В Ассоциации выпускников школы имени Джорджа Вашингтона заявили, что фрески Арнаутова — это самое крупное и значительное произведение, созданное в городе в рамках программы Рузвельта. «Фрески Арнаутова должны быть сохранены ради их художественной, исторической и образовательной ценности. Их закраска приведёт к очередному „отбеливанию“ всей правды об американской истории», – уверены члены ассоциации.

Более 400 американских деятелей искусства составили петицию с требованием не трогать работы Арнаутова. Художник-коммунист, уверены они, в своих работах занимался «объективным анализом эксплуатации и колониального насилия». А в городском совете по образованию, проголосовав за уничтожение памятника антирасистской направленности, грубо извратили логику и замысел художника.

К сожалению, защитникам творческого наследия Виктора Арнаутова в Америке убедить в этом чиновников не удалось, несмотря на то, что ими было предложено несколько вариантов, как сохранить роспись нетронутой. Как заявил глава городского совета по образованию, обращаясь к защитникам работы Арнаутова, «если их так задело всё это, пусть закажут свои собственные фрески». Ответ, не предполагающий, кажется, никаких дальнейших дискуссий, как и сомнений в собственной правоте. Всё-таки люди, получившие толику власти, очень похожи в разных странах, не правда ли?

Городской совет по образованию Сан-Франциско уже выделил средства на уничтожение фрески. Деньги, кстати, немалые: по разным оценкам, от 600 до 850 тыс. долларов. 

Также по теме

Новые публикации

В преддверии Нового года поговорим о вечерних туалетах. В последнее время многие, выбирая наряд для торжества, ориентируются на восточный гороскоп. Приближающийся 2020-й – год Белой металлической крысы, поэтому модные стилисты и дизайнеры советуют надевать что-то в белых или голубоватых оттенках, блестящее, как минимум – с металлизированными элементами.  Попробуем и мы внести свою лепту в праздничное дефиле.
Внук знаменитого художника Валентина Серова – Григорий Серов – родился в Ливане, где стал известным архитектором и построил множество зданий. Но в последние несколько лет он регулярно приезжает в Россию и даже получил российское гражданство. Григорий Серов – представитель той плеяды русских соотечественников, которые внесли большой вклад в развитие тех стран, где они проживали.
В конце ноября в Кишинёве уже в шестой раз состоялся Международный фестиваль русской литературы «Пушкинская горка». Этот фестиваль объединяет людей творческих профессий вокруг имени Александра Пушкина и русской литературы. «Убеждена, что России нужна государственная программа поддержки русской литературы за рубежом – в странах бывшего СССР», – считает Олеся Рудягина, инициатор проведения и куратор «Пушкинской горки».
Зимой любовь к кофе и кафе становится крепче. Так приятно сидеть за столиком с чашечкой ароматного напитка и наблюдать, как за окном порхают снежинки, сверкают огни шумного города. И обязательно к кофеёчку просится что-нибудь вкусненькое. Не будем себе отказывать в приятных мелочах и закажем… шарлотку. В любом словаре этим словом обозначается яблочный пирог.
Недавно открытая в Бишкеке «Школа Газпром Кыргызстан» стала одним из пяти ресурсных центров российского образования за рубежом. А на днях туда уже приехали первые преподаватели из российских вузов. Почему именно эта школа была выбрана в качестве участника пилотного проекта довузовской подготовки школьников за рубежом? И в чём её отличие от других русских школ? Об этом рассказывает заместитель директора школы по развитию Станислав Епифанцев.
В декабре 1769 года указ об учреждении ордена Святого Георгия, ставшего высшей военной наградой Российской империи, подписала императрица Екатерина II. Указав,  что вручать его надлежит не за «высокую породу», а за «особливые мужественные поступки», то есть личную храбрость. В новые времена орден Святого Георгия, упразднённый в 1917 году, был восстановлен, статут ордена подписал в 2000-м году президент России Владимир Путин.
До Нового года совсем чуть-чуть. Время в декабре воспринимается по-особенному: оно словно меняет свой привычный ритм и начинает ускоряться, концентрироваться, прессоваться. В магазинах ажиотаж (от франц. agitation возбуждение), и даже пешеходы на улицах пребывают в радостной ажитации.
Общество преподавателей русского языка в Швейцарии (ОПРЯШ) отметило полувековой юбилей. На праздник в Цюрихе в конце ноября собрались русисты из разных уголков страны. И среди них – Мария Александровна Банкул. Более 50 лет она живёт в Швейцарии, в окружении русской литературы: в доме богатая домашняя библиотека – почти семь тысяч томов.