RUS
EN
 / Главная / Публикации / Человек и вертолёт. Как русский технический гений покорил Америку

Человек и вертолёт. Как русский технический гений покорил Америку

Юлия Горячева24.05.2019

130 лет назад родился прославленный русский авиаконструктор, философ и визионер Игорь Иванович Сикорский. Именно он разработал те самые системы, которые сейчас используются, например, в современных вертолётах президентов США и России. Действительно, наследие знаменитого авиаконструктора, создавшего первый в мире бомбардировщик, четырёхмоторный самолёт и одновинтовой вертолёт, является предметом нашей национальной гордости.

Любимец царя

В 1913 году, во время первых полётов созданного Игорем Сикорским «Русского витязя» (ставшего родоначальником всех многомоторных тяжёлых самолётов в мире) над окрестностями Петербурга, машина преодолевала расстояние всего в 100 км. Сегодня перелёты преемников детища Игоря Ивановича Сикорского гораздо масштабнее, в то же время его авторитет в создании тяжёлых многомоторных воздушных кораблей бесспорен.

Родился будущий учёный-авиаконструктор 25 мая (по старому стилю) 1889 года в семье знаменитого киевского психиатра и психолога Ивана Алексеевича Сикорского, в свою очередь вышедшего из семьи бедного сельского священника. В юношестве три года учился в петербургском Морском кадетском корпусе. Там будущий авиаконструктор оканчивает только общий курс: в 1906 году он уезжает на родину воздухоплавания, во Францию, где полгода учится в знаменитой Технической школе Дювиньо де Ланно.

Игорь Сикорский на своём первом самолёте. Фото: menswork.ru

В 1907 году юноша поступает в Киевский политехнический институт и, читая о братьях Райт, много работает в своей импровизированной авиационной мастерской, постепенно начиная осознавать, что авиация может стать делом всей жизни. Старший сын и продолжатель дела всемирно знаменитого авиаконструктора Сергей Сикорский свидетельствует: «Главным шагом отца на пути в авиацию… стали две книги, прочитанные им в 16 лет. Первая – малоизвестная сейчас книга Жюля Верна “Робур-завоеватель”. Вторая искра – в Англии нашли старинную кожаную книгу, содержащую рукописи Леонардо да Винчи. Там была одна из его последних работ “Кодекс Атлантикус”, где были нарисованные различные помпы, насосы, включая и знаменитый рисунок вертолёта». В 1909 году Игорь Сикорский вновь едет в Париж учиться у известного конструктора и испытателя самолётов Фердинанда Фербера. Вернувшись в Киев, он приступает к самостоятельной конструкторской деятельности.

Самолётные проекты Сикорского заинтересовали генерал-майора Михаила Шидловского, возглавлявшего русские авиаотряды и эскадры и бывшего в ту пору руководителем знаменитого завода Руссо-Балт. Несмотря на возраст изобретателя (22 года), Шидловский подписывает с ним контракт на создание самолёта. Вначале это были проекты маленьких истребителей. Но вскоре Игорь Сикорский осознаёт, что для России с её суровым климатом и огромными просторами крайне необходимо построение мощного четырёхмоторного самолёта.

Фото: wikipedia.org

Осенью 1913 года авиаконструктор с помощниками представляет проект. А уже на следующий день авиационный отдел завода начинает строить «Русского витязя». Случилось это всего через девять с половиной лет после полётов братьев Райт. Николай II, свидетельствуют историки, лично осматривал «Русского витязя» и в кабине самолёта в течение получаса беседовал с его создателем. Через неделю царь прислал в подарок изобретателю золотые часы. Впоследствии Игорь Сикорский был награждён также орденом Святого Владимира IV степени. Согласно одной из версий, причиной эмиграции Игоря Сикорского в марте 1918 года на британском корабле из Мурманска стало именно расположение к нему русского царя. Согласно другой – осознание того, что после развала армии, промышленности и закрытия Руссо-Балта авиастроение в России не сможет развиваться долгие годы.

Николай II и Игорь Сикорский на «Русском витязе» Фото: starcom68.livejournal.com

«Мистер Геликоптер»

В марте 1919 года Сикорский из Франции переезжает в США. Поначалу в Америке Игорь Иванович сильно бедствует, даёт уроки математики, читает лекции по авиации и астрономии русским эмигрантам в вечерней школе. В 1923 году в бывшем курятнике одной из ферм Лонг-Айленда (Нью-Йорк) авиаконструктор основывает в тесном контакте с русскими инженерами авиационную фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation, где занимает должность вице-президента.

Начало деятельности стало достаточно хлопотным. Основательного первичного капитала не было. Первый самолёт в США был создан Сикорским при помощи пятнадцати русских эмигрантов, жертвенно трудившихся бесплатно. Выдающийся российский композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в его предприятии, прислал чек на 5000 долларов, что было весьма существенной по тем временам суммой. В архивах сохранилось несколько писем композитора, где он называет Игоря Ивановича Сикорского «настоящим Ильёй Муромцем».

Фото: 112.International

До 1939 года Сикорский создал около 15 типов самолётов. Первый крупный успех Сикорского в Америке связан с самолётом-амфибией S-38 (1928). Его модификации S-42 и S-43 снимались в советском фильме «Волга-Волга». Самолёт оказался настолько удачным, что завод получил заказы на 114 таких машин.

В 1939 году авиаконструктор убеждает руководство United Aircraft (ныне United Technologies, в состав которого входит Sikorsky Aircraft), что настало время для вертолёта. Сегодня имя Sikorsky известно всему миру. За заслуги в вертолётостроении основоположник современной авиации и создатель американской вертолётной промышленности получил в США прозвище «Мистер Вертолёт» («Мистер Геликоптер»).

Сейчас вертолёты, в частности вертолёты Sikorsky, являются одной из основ боевой мощи США. Сам же Игорь Сикорский придавал большое значение роли вертолётов во время спасательных работ, при перевозке раненых и больных, при распределении гуманитарной и медицинской помощи, при инженерных работах. Благодаря его вертолётам, согласно данным профессора Евгения Александрова, самого авторитетного исследователя вклада русских американцев в историю развития США, спасено более миллиона жизней.

Фото: kudago.com

На вертолётах авиаконструктора впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61, 1967) и Тихий (S-65, 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Конструкции «русской фирмы» ценятся чрезвычайно высоко. Больше всего заказов было от авиагиганта Pan American.

«Двигаться вперёд»

Сикорский создаёт новую компанию – «Сикорский Авиэйшн Корпорэйшн». И, стремясь поддержать соотечественников, в первую очередь набирает туда русских. На новом заводе компании в Стратфорде, где русские построили (в том числе и на средства Сикорского) церковь святого Николая Чудотворца (1942 год), вместе с главным конструктором трудились братья Глухарёвы, Михаил Бьювид, Николай Соловьёв, Николай Кодров, Николай Лабенский, Георгий Мейер и другие. Из фирмы Сикорского вышли А. Никольский, Н. Александров, В. Гарцев, ставшие впоследствии профессорами крупнейших американских университетов.

Спустя десятилетия с помощью своих соотечественников, поверивших в него, Сикорский своеобразно «материализуется» на родине. Так, знаменитый вертолет S-58 был куплен Никитой Хрущёвым в 1959 году у американского президента Эйзенхауэра, первым из глав государств начавшего использовать вертолёты для личного пользования.

Документы и воспоминания соотечественников повествуют, что всемирно известный авиаконструктор был активен и в русской общине. Возглавлял Толстовский фонд и Пушкинское общество Америки, поддерживал созданное осенью 1923 года Николаем Рерихом и молодым сибирским писателем Георгием Гребенщиковым в селе Чураевка (основано русскими переселенцами в штате Коннектикут) русскоязычное издательство «Алатас». В 1931 году публикует там «Книгу жизни», знаменитую психологическую хрестоматию своего отца профессора Ивана Сикорского.

Сикорский состоял почётным членом активного в те годы Русского объединённого общества взаимопомощи в Америке (РООВА) и Общества русских американских инженеров в США. Читал лекции о последних достижениях в области вертолётостроения в обществе «Наука» при РООВА, состоявшем преимущественно из русских крестьян, переселившихся в Америку для заработков и стремившихся к знаниям.

Игорь Сикорский в 1972 г. Фото: lhistory.ru

В архиве Толстовского фонда (русская эмигрантская благотворительная организация, созданная в Нью-Йорке 15 апреля 1939 года Александрой Львовной Толстой, младшей дочерью Толстого, с целью оказания помощи русским беженцам на территории США и Европы) сохранились документы, подтверждающие, что после Второй мировой войны наряду с другими известными деятелями русской эмиграции – князем С. С. Белосельским-Белозерским, Л. Ф. Магеровским, П. А. Сорокиным, К. Г. Белоусовым – Игорь Сикорский прилагает огромные усилия для спасения русских «ди-пи» (сокращение от англ. «displaced person», «перемещённое лицо»).

Игорь Сикорский всегда пользовался большим авторитетом в русской колонии. Русские американцы знали, что он, как и его отец и дед, много размышляет над проблемами мироздания и пишет богословские работы. Мало кто знает, что Сикорский – автор книг на философские темы: The invisible encounter (1938), The message of the Lord’s prayer (1942).

Эти работы уже в наши дни вернулись в Россию и вызвали большой интерес у наших соотечественников. К примеру, в начале 2011 года российские читатели в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына с большим вниманием приняли представленный сборник религиозно-философских работ Игоря Ивановича Сикорского – «Небо и Небеса». Сборник содержит четыре религиозно-философские работы: I. «Отче наш. Размышление о молитве Господней»; II. «Незримая брань. Искушение Господа нашего Иисуса Христа в пустыне и истории человечества»; III. «Эволюция души»; IV. «В поисках Высших реальностей».

В своих работах Сикорский же ставил задачей осмысление вопросов о том, куда идёт современный мир и почему добро остается добром, зло – злом, смерть – смертью, а спасение – спасением. Дата написания «Отче наш. Размышление о молитве Господней» (декабрь 1941 год, Коннектикут) и запуск вертолёта, изобретённого русским техническим гением, в массовое производство, совпадают. Автор, будучи внуком знаменитого православного киевского священника и первоклассным инженером-исследователем, в продолжение почти двухтысячелетней богословской традиции детально разбирает с современных позиций каждый элемент молитвы «Отче наш» и рассказывает о её вечной актуальности и непреходящей ценности для души христианина.

Стоит добавить, что после переезда в США, Сикорский был прихожанином Русской зарубежной церкви, а впоследствии перешёл в Русско-американскую церковь. Известно также, что Игорь Сикорский финансово поддержал строительство в Стратфорде православной церкви святого Николая Чудотворца (1942 г.) и периодически спонсировал одно из американских библейских обществ – Worldwide Bible Reading.

В 1938 году прославленному авиаконструктору было доверено держать речь перед соотечественниками по случаю 950-летия крещения Руси. Ссылаясь на Фёдора Достоевского и Владимира Соловьева, Сикорский напутствовал: «Русский народ должен подумать не о том, как повернуть назад, к тому, что не устояло, видимо, не уберегли, а подумать о том, чтобы из того болота, в котором мы теперь увязли, выбраться на широкую дорогу, чтобы двигаться вперёд».

Заслуги Игоря Сикорского перед мировым авиастроением и Соединёнными Штатами были неоспоримы. В 1951 году президент Г. Трумэн вручил прославленному авиаконструктору от имени вертолётной промышленности приз Colliers. Именем Сикорского в Бриджпорте (шт. Коннектикут) назван аэропорт. Существует Исторический архив имени Сикорского The Igor Sikorsky Historical Archives. За свои труды изобретатель удостоился множества премий, наград, благодарственных грамот и почётных членств. В частности, был награждён почётной медалью Джона Фрица «За научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук в области авиации». Такая награда была присуждена всего двум людям — Орвиллу Райту и ему. Он также был награждён президентом Л. Джонсоном Национальной медалью за научные достижения.

Сикорский на обложке «Тайм». Фото: time.com

В США имя Сикорского наряду с именами Эдисона, Бема, Ферми, О. и У. Райтов, Пастера включено в Национальный зал славы изобретателей. В 1988 году Почтовое ведомство США выпустило авиационную марку достоинством в 36 центов с портретом Сикорского, изображением наиболее популярного из его вертолётов VS-300 и надписью «Igor Sikorsky».

Надпись на надгробии Игоря Сикорского на кладбище св. Иоанна в Стратфорде гласит: «Редко, когда мечты дальновидного человека воплощаются в действительности. Ещё реже дальновидный человек приносит благо другим, осуществляя своё призвание. Таким человеком был Игорь Иванович Сикорский, пионер воздухоплавания, отец вертолёта, изобретатель и философ»

Также по теме

Новые публикации

Двадцать лет назад Таисия Суворова, журналист по профессии, переехала из российской столицы в столицу Калифорнии. Этот переезд повлиял, конечно, на её профессиональную карьеру, но ничуть не убавил оптимизма и творческого отношения к реальности. В Сакраменто она вместе с единомышленниками создала Русскую библиотеку, превратившуюся в настоящий русский культурный центр.
В ближайшие годы количество иностранных студентов, обучающихся в России, должно быть почти удвоено. Такая цель поставлена в национальном проекте «Образование» на 2019 – 2024 гг. О том, зачем Россия стремится привлекать всё больше иностранных студентов, какие у нас конкурентные преимущества и какие препятствия стоят на этом пути, мы поговорили с президентом «Всемирной ассоциации выпускников высших учебных заведений» России, соучредителем «Ассоциации иностранных студентов» Владимиром Четием.
Если посмотреть на Европу с точки зрения русского культурного наследия, можно обнаружить немало интересного практически в каждой стране. А почему бы не использовать этот материал на уроках русского языка? Вот такое необычное совмещение уроков истории и языка придумали организаторы проекта «Живые языки/живое наследие». О том, что из этого получилось, рассказывает руководитель ассоциации «Россия – Аквитания» (Бордо, Франция) Игорь Жуковский.
8 июня в старинном Торжке в третий раз пройдёт гастрономический фестиваль «У Пожарского в Торжке». Но не только ради русской кухни стоит ехать в Торжок. Расположенный относительно недалеко от Москвы, он тем не менее сумел сохранить очарование и дух старинной России без лубка и новодела. И по сей день центральная часть Торжка выглядит практически так же, как в XIX веке. А на левом берегу реки Тверцы возвышается, как и тысячу лет назад, один из древнейших монастырей Руси – древнее даже Киево-Печерской лавры.
День русского языка отмечают сегодня в России и десятках стран мира. Праздник, который по праву считают своим педагоги, писатели, учёные-языковеды, актёры и режиссёры и представители других творческих профессий, совпадает с днём рождения Александра Пушкина. К этому дню приурочены самые разные события – от вечеров поэзии до квестов и пикников. В Испании, к примеру, откроют выставку пушкинских портретов, в Армении представят экспозицию гравюр, а в Венгрии будут слушать стихи Пушкина на разных языках.
«Наша деятельность, прежде всего, направлена на сохранение живой памяти, основанной на семейных документах, реликвиях и преданиях», – подчёркивает Виссарион Алявдин, председатель Центрального совета Общества потомков участников Первой мировой войны. На протяжении нескольких лет общество ведёт важную работу, возвращая из забвения имена героев забытой войны.
Накануне 220-летнего юбилея А. С. Пушкина в посольстве России в Стокгольме состоялся праздник русского языка. Были подведены итоги и награждены участники проекта «А знаете ли вы Пушкина?», организованного Центральной Ассоциацией учителей русского языка в Швеции CARTS. Финалом проекта стал костюмированный праздник, проведённый в стиле литературно-музыкального салона Пушкинской эпохи.
4 – 5 июня в Ялте проходит V Международный гуманитарный Ливадийский форум. Это мероприятие стало ровесником Крымской весны и также набирает обороты вместе с развитием полуострова. Одних только иностранных гостей на форуме более 170 человек из 56 стран – гораздо больше, чем в прежние годы. А одной из главных тем форума стало продвижение русского языка в мире и укрепление связей с соотечественниками.