EN
 / Главная / Публикации / «Мы никогда не перестанем считать Киев матерью городов русских»

«Мы никогда не перестанем считать Киев матерью городов русских»

Юлия Горячева22.10.2018

15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви принял решение о прекращении общения с Константинопольским патриархатом. Этот шаг был предпринят в ответ на стремление Константинополя оторвать украинскую церковь от Московского патриархата и предоставить ей автокефалию. С просьбой прокомментировать принятое решение и дать прогноз развития ситуации на Украине мы обратились к заместителю главы Отдела внешних церковных связей РПЦ протоиерею Николаю Балашову.

- Насколько велика опасность того, что религиозное противостояние превратится в широкомасштабное гражданское и политическое противостояние на Украине? Насколько этот церковный разлад может затронуть другие страны?

- Несомненно, попытка расторгнуть многовековое единство Русской православной церкви и отделить от неё важнейшую, первоначальную Киевскую кафедру направлена на разрушение целостности великой восточнославянской христианской цивилизации, начало которой положило крещение Руси в водах Днепра.

Киево-Печерская лавра. Фото: youtube.com

Напомню, что состоялось оно именно в Киеве 1030 лет назад по воле святого равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси, основателя нашей цивилизационной семьи и родоначальника нашей государственности.

При полном уважении к политическим реалиям, которые сложились к исходу XX века, при уважении независимости и государственного суверенитета Украины мы, тем не менее, никогда не перестанем считать Киев матерью городов русских, купелью нашего крещения, колыбелью нашей христианской культуры. Создание некой новой, так называемой православной, поместной церкви под руководством светского политического лидера президента Украины Петра Алексеевича Порошенко направлено на политическое переформатирование духовной жизни украинского народа. С единственной целью – чтобы у него не было ничего общего с российским братом и соседом.

Однако светскому политику, даже в том случае, если бы он пользовался величайшей, стопроцентной поддержкой своего народа и народным доверием, не под силу создать свою, новую церковь. Глава и основатель Церкви – Господь Иисус Христос, а не президент какой-либо республики.

Да и людей, кажется, позабыли спросить… А напрасно! Украинцы – пылко верующий народ, большей частью – православный. Основная часть этих верующих принадлежит к Украинской православной церкви, которая ни о какой помощи со стороны Константинополя не просила, пересматривать свой статус не собирается и рвать свои связи с Церковью всея Руси совсем не намерена. Дай бог, чтобы спор не перерос в силовое противостояние, но ведь примеры такового мы уже неоднократно видели на просторах Украины за минувшие четыре года.

- Последние события демонстрируют высокую степень вмешательства украинских политиков во внутрицерковные дела, их настойчивое стремление к созданию церковной автономии на Украине – автокефалии. Какие действия, на Ваш взгляд, могут последовать с их стороны для того, чтобы оторвать УПЦ МП или какую-то её часть, отдельных прихожан от матери-церкви?

- Я не хотел бы выступать с предположениями относительно того, какие меры могли бы быть выбраны представителями украинской государственной власти с целью обеспечения сложившегося у них плана по переформатированию религиозного пространства своей страны. Я очень хотел бы, чтобы сбылось обещание, которое Пётр Алексеевич Порошенко давал публично и неоднократно: в новую создаваемую им церковь никого насильно сгонять не будут. И верующие, которые пожелают оставаться в той церкви, к которой они ныне принадлежат, не будут насильственными или иными мерами к этому принуждаемы. Однако, как показывает жизнь, политики порой выполняют свои обещания лишь в той мере, в какой это отвечает интересам политической целесообразности в их понимании.

Нельзя не отметить, что в Верховной раде Украины ожидают своего рассмотрения три законопроекта, принятие которых обеспечило бы тотальные возможности для систематической дискриминации канонической Украинской православной церкви.

Протоиерей Николай Балашов. Фото: Vslov.ru

Один из них – законопроект номер 4128 о процедуре смены юрисдикционной принадлежности – предусматривает возможность перехода общины любого храма из той церкви, к которой она в настоящее время принадлежит, в состав любой другой религиозной организации в результате голосования большинством общего собрания граждан (которые заявляют, что по их самоидентификации они являются членами данной религиозной общины). То есть голосовать будут не те, кто строил храм, заботился о нём, созидал жизнь церкви, а просто пришлые люди, которые заявили о себе, что они сами считают себя членами этой общины.


Не случайно на Украине этот законопроект назвали легализацией рейдерских захватов.

Другой законопроект – № 5309 – направлен на то, чтобы отнять у канонической Украинской православной церкви её имя, которое, видимо, предполагается передать новой религиозной структуре, возникшей в результате церковностроительной деятельности президента Украины. Согласно данному законопроекту, религиозная организация, входящая в структуру, канононический, духовный или административный центр которой находится в пределах «государства – агрессора», обязана указывать на этот факт в своём официальном наименовании.

Наконец, законопроект № 4511 предусматривает особый статус для таких религиозных организаций и их обязанность согласовывать все кадровые назначения с государственным органом по делам религий, а также возлагает те или иные ограничения на деятельность таких церквей.


Всем понятно, что принятие этих законов будет означать грубую дискриминацию граждан Украины по религиозному признаку, что это не совместимо с международными документами о правах человека, с так называемым «европейским выбором» Украины.

К сожалению, вмешательство государства в церковные дела достигло таких размеров, что следует ожидать в скором будущем принятия этих и подобных им дискриминационных законов.

Божественная литургия в храме свв. Антония и Феодосия Печесрких в Киево-Печерской лавре. Фото: church.ua

- После Майдана 2014 года на Украине участились случаи нападений и захвата радикалами православных храмов УПЦ МП. Сколько сейчас православных храмов захвачено на Украине? Ведётся ли какой-либо мониторинг ситуации? И для ясности картины: сколько приходов и прихожан насчитывается на Украине у канонической УПЦ МП, с одной стороны, и неканонических УПЦ Киевского патриархата и УАПЦ?

- Конечно, мы постоянно ведём мониторинг всех насильственных действий, направленных на захват православных храмов на Украине. Много раз составляли отчеты по этой теме и делились с представителями многих правозащитных организаций, с государственными деятелями разных стран. К сожалению, реакция на эти нарушения прав человека бывает довольно вялой.

И тем не менее, за минувшие четыре года, несмотря на всю мощь государственной пропагандистской машины, которая днём и ночью клеймит священников канонической церкви и её верующих как якобы «пятую колонну» и агентов Кремля; несмотря на всю поддержку захвата храмов со стороны Киевского патриархата, несмотря на поддержку таких националистических организаций, как «Правый сектор», а так же покровительство государственной и местной власти, захвачено оказалось чуть более пятидесяти сельских храмов, принадлежащих Украинской православной церкви. В основном в западных районах страны. Это менее 1 процента от общей численности её приходов.

Несмотря на столь сильное политическое давление, притеснение верующих, захваты храмов раскольниками, за последние годы на Украине стало в разы больше новых православных храмов канонической церкви. По официальным статистическим данным Министерства культуры Украины в стране насчитывается более 12 тысяч общин Украинской православной церкви, и это вдвое больше, чем у так называемого Киевского патриархата и так называемой Украинской автокефальной церкви.

Самих православных верующих посчитать довольно трудно. На Украине, как и в России, учёт граждан по вероисповедному признаку не ведётся. Однако священников и монахов можно сосчитать. Священнослужителей Украинской православной церкви втрое больше, чем у вместе взятых двух раскольничьих организаций. А монахов и монахинь – больше в 20 раз!

- После разрыва Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом прихожане РПЦ не смогут причащаться в храмах на Афоне. Как такой «жесткий ответ» РПЦ Константинополю отразится на простых верующих?

- Я бы не называл ответ Синода ни «жёстким», ни «мягким». Это – не попытка возмездия. Это – просто исполнение необходимых требований священных канонов Православной церкви.

Заседание Священного Синода в Минске, 15 октября 2018. Фото: patriarchia.ru

Если Константинопольский патриархат вошёл в каноническое общение с раскольниками (в том числе, с отлучёнными от Православной церкви лицами), Русская православная церковь обязана прекратить каноническое общение с Константинопольским патриархатом. Несомненно, что последствия этих решений будут представлять определённое неудобство для верующих Русской православной церкви. Священный Синод подчеркнул, что его решение было принято с глубокой скорбью, с болью о вынужденных мерах, которые приходится принимать, отвечая на антиканонические действия.

Да, мы теперь не сможем причащаться во всех приходах Святой Горы Афон, где поминается имя Константинопольского патриарха. Если это цена, которую мы должны заплатить за проявление нашей солидарности с нашими гонимыми и притесняемыми братьями на Украине, в жизнь которых Константинопольский патриархат внёс глубочайший раскол, мы заплатим эту цену.

- В чём Вы видите наилучший путь выхода из этого кризиса? Какой, по Вашему мнению, может быть наихудший сценарий?

- Наихудший сценарий – закрепление на века того раскола православного мира, который произошёл в результате антиканонических действий Константинополя.

Путь выхода надеемся обсудить в ходе наших консультаций с предстоятелями и синодами поместных православных церквей. К сожалению, на сегодня единство мировой православной семьи объективно перестало существовать. Мы вместе с другими церквями-сёстрами призваны найти выход из сложившейся тяжелейшей кризисной ситуации.

К сожалению, в истории церкви такое уже случалось – в ХI веке вследствие различных причин, главная из которых – стремление римского епископа к осуществлению единоличной власти над всем христианским миром. Тогда это привело к расколу христианского мира на Западную и Восточную церковь. Та же причина – претензия на вселенскую власть, на то, чтобы быть выше своих собратьев, пересматривать и отменять их решения, по своему усмотрению менять границы чужих церквей – может сегодня привести к подобному расколу.    

Также по теме

Новые публикации

«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
Цветаева