RUS
EN
 / Главная / Публикации / Он написал музыку детства

Он написал музыку детства

Светлана Сметанина27.12.2017

 Фото: m.gazeta.ru

За свою долгую творческую жизнь композитор Владимир Шаинский написал сотни музыкальных произведений. Но в историю музыки он, безусловно, вошёл как классик детской песни. Его мелодии не просто узнаваемы, но по-прежнему популярны. Накануне стало известно, что автор многих любимых песен скончался на 93-м году жизни.

Владимир Шаинский родился в Киеве 12 декабря 1925 года. Папа – химик, мама – биолог. Но в семье очень ценили музыку, и мальчика отдали в музыкальную школу по классу скрипки – как говорил сам Шаинский, на домашний рояль просто не хватило денег. Потом была война, эвакуация в Ташкент, школа военных радистов – корректировщиков огня. В 1945 году Шаинский поступил на оркестровый факультет Московской консерватории. И будучи студентом, сумел попасть в оркестр к самому Леониду Утёсову. Причём Утёсов сумел оставить его в Москве, не «отпустив» в провинцию. Просто пришёл в комиссию по распределению и сказал своим звучным голосом: «Это прекрасно, что вы направляете талантливую молодёжь в провинцию, ну а для меня кто кадры будет готовить?» Возразить мэтру не посмели. 

Но талантливый юноша вовсе не собирался из благодарности всю оставшуюся жизнь играть на скрипке, пусть даже и у самого Утёсова. Нет, он мечтал о собственной славе, причём не исполнительской, а композиторской. Для этого ему даже пришлось получить второе высшее музыкальное образование – на этот раз в консерватории в Баку на композиторском факультете. 

Как признавался сам Шаинский, поначалу он искал себя в классическом жанре – писал симфонии и оратории. Но успех пришёл совсем с другой стороны. В 1966 году две эстрадные песенки композитора записала для радио начинающая певица Алла Пугачёва. Ценитель женской красоты, Владимир Шаинский оценил стройные ножки молодой певицы, а также отметил её независимый характер и потрясающую харизму – как только Пугачёва садилась за рояль и начинала петь, всё внимание было приковано к ней. Уже будучи всенародно любимой и популярной, Алла Пугачёва вновь вернулась к творчеству Шаинского – в дуэте с Владимиром Кузьминым исполнила его хит «Две звезды».

Конечно, Владимир Шаинский легко мог прославиться и в этом жанре популярной эстрады. Его песни «Травы, травы», «Обручальное кольцо», «Родительский дом», «На  дальней станции сойду», бесспорно, вошли в золотой фонд советской песни. Но с другой стороны – они так и остались популярными песнями своего времени, которые можно услышать разве что в рубрике «ретро». Да и много ли мы помним сегодня авторов песен 30–40-летней давности? А вот Шаинского не просто знают и помнят все – не менее десятка его песенок может напеть буквально каждый житель нашей страны. Просто потому, что все мы их помним с детства.

К этому самому важному повороту в своём творчестве Владимир Шаинский пришёл случайно. Поэт Юрий Энтин, руководивший детской эстрадной редакцией на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия», вспоминал, что однажды коллега из отдела классической музыки привела к нему довольно странного невысокого человека в сандалиях на босу ногу, майке и брюках из «Детского мира». Энтин разговорился с ним и предложил написать музыку на его стихотворение «Антошка».  Правда, предупредил, что рояль в директорском кабинете освободится только к вечеру. «А мне рояль не нужен», – ответил Шаинский и принялся прямо на столе выстукивать пальцами теперь уже известный всем мотив: «Тили-тили, трали-вали, это мы не проходили, это нам не задавали». И уже на следующий день после того, как песенка прозвучала в программе «Доброе утро», Юрий Энтин встретил на улице не вполне трезвого прохожего, радостно распевающего: «Тили-тили, трали-вали». В общем, песня ушла в народ.

Ну а потом – просто как из рога изобилия: «В траве сидел кузнечик», «От улыбки станет всем светлей», «Голубой вагон», «Пропала собака», «Вместе весело шагать», «Если с другом вышел в путь», «Чему учат в школе». Ну и, разумеется, песенки всенародно любимых Крокодила Гены, Чебурашки и старухи Шапокляк. Стоит только произнести первые несколько слов, как мелодия звучит будто сама – настолько она лёгкая и запоминающаяся. При этом внешняя простота как всегда обманчива.  Например, ту самую «Пусть бегут неуклюже…» Шаинский переписывал более десяти раз, пока режиссёр мультика не принял эту мелодию. Да и вообще, если бы песни для детей было бы писать настолько просто, «шаинских» у нас было бы множество. А так – только его сравнивают с детским поэтом Маршаком по их вкладу в золотой фонд творчества для детей.

На склоне лет Шаинский песен для детей уже не писал. И больше гордился другими своими достижениями – тем, что счастлив в браке с женой, которая моложе его на 40 лет, что и в 85 мог подтягиваться на турнике и бегать босиком по снегу. Вообще, он был очень спортивным – увлекался зимним подводным плаванием, даже рассказывал, что однажды пришлось головой пробивать лёд, чтобы выплыть. А ещё – велосипед, коньки, лыжи, бег. Говорил, что не обращает внимания на возраст, чувствует себя молодым, а взрослеть начнёт уже после столетнего юбилея. Не сложилось…

Также по теме

Новые публикации

8 декабря в Риге, Даугавпилсе и Резекне прошли первые, пилотные, уроки, организованные Санкт-Петербургским государственным университетом и латвийской общественной организацией «Славия». В рамках этого образовательного проекта для соотечественников – учащихся старших классов в интерактивном режиме организовано преподавание истории России, русского языка и литературы.
На мировом рынке образовательных услуг Россия сегодня, по оценкам экспертов, занимает 5-6 место. К 2025 году число иностранных студентов, которые учатся в российских вузах на очном отделении, должно вырасти до 710 тысяч человек – это предусмотрено государственной приоритетной программой «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Доходы от обучения иностранных студентов должны достичь почти 400 миллиардов рублей.
В Москве представили совместный доклад неправительственных организаций «Наследие Второй мировой войны в странах Балтии: как восстановить справедливость для жертв нацистских преступлений». Цель составителей доклада – анализ действий властей стран Балтии в отношении нацистских пособников и их жертв с точки зрения действующего международного права, а также выработка рекомендаций по исправлению сложившейся ситуации.
Обычная устная речь – то, как мы говорим в повседневной жизни – с недавних пор стала предметом пристального исследования учёных-лингвистов. О том, какой практический смысл в таких исследованиях, об изменчивой норме и живой речи рассказывает участница V Международного педагогического форума профессор Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Богданова-Бегларян.
Так можно сформулировать девиз 1-й совместной конференции Координационного совета российских соотечественников (КСРС) Саксонии и Тюрингии, состоявшейся 30 ноября в Генеральном консульстве РФ в Лейпциге.
Известный филолог, член Орфографической комиссии РАН, преподаватель кафедры русского языка Санкт-Петербургского университета и участница V Педагогического форума Светлана Друговейко-Должанская рассказала «Русскому миру» об интернет-портале «Культура письменной речи» («Грамма.ру»), современной грамотности, языковой норме и шибболетах.
Существует ли на самом деле российская нация и что делается для подготовки кадров, работающих в сфере межнациональных отношений? Об этом рассказал председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, декан факультета государственного управления МГУ, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.
3-4 декабря в Сочи при участии фонда «Русский мир» состоится V Международный педагогический форум, на который соберутся ведущие русисты со всего мира. Среди тем форума будет и такая – как меняется норма правописания. Старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Елена Арутюнова считает, что те живые процессы, которые идут в русском языке, должны получить своё отражение и в орфографических словарях.