EN
 / Главная / Публикации / Поющая Эвридика

Поющая Эвридика

Анна Генова14.02.2016


«Она была очень высокого роста – рассказывал мне композитор Павел Аедоницкий,  очень высокого, выше большинства мужчин». Все, кто её знал, говорят в один голос, что она была очень приятным и застенчивым человеком. И совершенно потрясающей певицей, которая с первого дубля пела всё идеально – от первой до последней ноты. 14 февраля удивительной и неповторимой Анне Герман исполнилось бы 80 лет.

И забыть по-пpежнему нельзя
Всё, что мы когда-то не допели…

Анна Герман умирала два раза. Один раз – в 1967 году, когда на севере Италии она попала в страшную автомобильную катастрофу, и второй раз – в 1982 году, когда в результате последствия катастрофы у неё обнаружилась саркома. Певица ушла из жизни молодой, полной сил, любимой огромным количеством не только поклонников, но и коллег, что бывает не часто. 

Возможно, ей и завидовали. Но спеть, как она, было почти невозможно. Особенно после катастрофы, за красивыми звуками и артистично преподнесёнными словами всегда чувствовались перенесённые страдания, а на такие муки, даже ради успеха, вряд ли кто-то был готов. Доказать это легко, сравнив исполнение песни А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова «Надежда». 

Первая исполнительница шедевра – Эдита Пьеха, которая поет красиво и стильно, по моде 1970-х, но нет ощущения, что её голос передает смысл слов «Надежда – мой компас земной». Абсолютно понятно, о чём написали Пахмутова с Добронравовым, становится сразу же после того, как начинает петь Анна Герман. Плохая запись или хорошая – неважно. Важно, что неизбежно проникающая обжигающей лавой в сердце интонация мгновенно захватывает и не отпускает. Как не отпускают фантомная боль или нежное воспоминание. 

А песни довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.

Впрочем, талант проявился у Анны гораздо ранее катастрофы. Ещё будучи студенткой геологического факультета Вроцлавского университета она участвовала в самодеятельности, и наконец девушку, выделявшуюся только ростом и, конечно, необычным голосом, «выдвинули». 

Министерство культуры Польши выдало Анне «путёвку в жизнь» – формальное разрешение на профессиональную певческую деятельность. Теперь она могла смело реализовывать свои геологические познания, вместо драгоценных ископаемых добывая то, чего нельзя потрогать и измерить – сердечное расположение слушателей. Однако тем, что окончательно вычеркнуло из памяти придирчивых критиков с дипломами информацию о том, что Анна никогда и нигде не училась музыке, было официальное признание. Кстати, к отсутствию музыкального диплома были вполне веские причины – воспитываемая мамой-одиночкой без репрессированного отца, Герман не могла мечтать о такой роскоши, как «дополнительное образование», ведь семья не жила, а выживала долгие годы. 

Официальное признание не заставило себя долго ждать: в 1963 на самом популярном эстрадном фестивале Восточной Европе в Сопоте Анна получила ІІІ премию. За первым опытом последовал второй, ещё более удачный: І премия за исполнение «Ave Maria» на Всепольском фестивале эстрадных коллективов в Ольштыне. Вскоре Анна спела свою первую знаковую песню – «Танцующие Эвридики», которую для неё написала композитор Катажина Гертнер. Песня, полная лирики и в то же время отсылающая к мрачной древнегреческой легенде, как нельзя точнее «попала» в характер певицы. 

Когда в 1966 году на польской звукозаписывающей студии вышел первый альбом Анны, стало понятно всем и каждому – родилась звезда.

Hадежда - мой компас земной
А удача - нагpада за смелость…

К середине 1960-х об Анне Герман узнали в СССР. Она делила свою жизнь между Польшей и Россией. Несмотря на то, что по крови была немкой и полькой, по-русски Анна говорила не просто идеально. По словам Льва Лещенко, неплохо бы российским певцам у неё поучиться дикции. И сегодня её вокальные записи просто необходимо показывать певцам – в любой, даже очень сложной, песне всегда совершенно отчетливо слышны слова. 

Кстати, Анна не менее идеально говорила на польском и немецком, итальянском, чуть хуже на голландском, английском и иврите! На итальянском языке она заговорила особенно хорошо в 1966 году, когда заключила с итальянской студией грампластинок CDI трёхлетний договор, включающий запись пластинок, участие в различных фестивалях и плюс к этому – в показах мод. Кабальный контракт, однако, прервался через год, когда водитель заснул за рулем, отвозя певицу с концерта в Виареджио, – тогда и произошла страшная катастрофа… Её собирали буквально по частям. На три года судьба буквально «вынула» Анну из жизни. Но она, такая тихая и скромная, оказалась невероятно сильным человеком, и не просто выжила, а вернулась на сцену – такая же красивая, с хрустальным голосом и с новой надеждой.

Hадо только выучиться ждать,
Hадо быть спокойным и упpямым,
Чтоб поpой от жизни получать
Радости скупые телегpаммы…

Радость не заставила себя ждать. После катастрофы, написав горькую книгу «Вернись в Сорренто?», Анна более не хотела работать в Италии. Сначала она выздоравливала в Польше, заодно делая радиопередачи о физике для детей, написала детскую сказку, сочинила цикл песен на стихи иранского поэта Ахмата Шамлу. 

Именно этим Анна Герман и отличалась от большинства – она всё время творила, работала. Ей не хотелось отдыхать. А потом, немного придя в себя, преодолевая боль, с удвоенной, нет, утроенной силой устремилась на свою историческую родину – в СССР. И родина, точнее, её лучшие представители – композиторы – ответили Анне взаимностью. 

Назвать эти песни хитами не хочется. «Соловьи» В. Соловьева-Седова, «Надежда» А. Пахмутовой, «Эхо любви» Е. Птичкина, «А он мне нравится» и «Когда цвели сады» В. Шаинского и другие великолепные песни звучали вживую и записывались на студии «Мелодия». 

На студию Герман «пропустила» гроза всех авторов и исполнителей, музыкальный редактор Анна Качалина. В советские времена выбора не было – или ты записываешься на «Мелодии», или нигде. Герман не нужно было завоевывать расположение, две Анны понравились друг другу с первого взгляда, и эта крепкая дружба продолжалась всю жизнь. После того как Герман ушла, Качалина давала много интервью, где в подробностях и с огромной теплотой говорит о ней. Сразу понятно – это была большая настоящая дружба, и личная, и творческая. Такую сегодня редко можно встретить. Кстати, в результате этого прекрасного сотрудничества в СССР вышло пять долгоиграющих грампластинок ещё при жизни певицы. 

Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты…

Барбара Брыльска, прославившись в 1976 году после выхода рязановской «Иронии судьбы», продолжала оставаться самой известной в СССР польской актрисой. А вот про то, что певица Анна Герман на самом деле польская гражданка (хотя родилась в СССР, в Ургенче, а родители были из русских немцев), помнили немногие. После фурора песни «Надежда» в 1977 году она вообще стала народной певицей. 

Читайте также: Эхо любви Анны Герман 


Тем временем у Анны не было никакого желания блистать перед народом – и она избегала фуршетов, выходов в свет. К счастью, у неё уже была семья в Варшаве, туда она и стремилась, к двум Збигневам – мужу и сыну. Кроме бесконечной работы на эстраде, Анна Герман продолжала сочинять песни и стихи. Когда родился сын, специально для него начала придумывать сказки. Она уже знала, что у сына аутизм, когда пришла другая, гораздо более ужасная весть – о смертельной болезни. 

А песни довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось…

Сегодня об Анне Герман продолжают помнить. В силу специфики авторских прав (точнее, их отсутствия) на наследие исполнителей из Восточной Европы, её муж и сын не получают практически ничего. Поэтому ни музея певицы, ни серьёзного сообщества в Польше просто нет. Зато в Москве музыкант и биограф певицы Илья Ильичев основал Международный клуб поклонников Анны Герман. 

Человек, не имеющий никакого родства с Герман, издал три биографические книги. Он же имеет самую большую коллекцию её записей. Вероятно, именно на таких людях и держится память. И на выложенных в Интернет записях, которыми мы, презрев авторские права, пользуемся. Ну да ладно, главное, чтобы память жила. 

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева