EN
 / Главная / Публикации / «Жертвоприношений не будет…»

«Жертвоприношений не будет…»

Роман Агаев, шеф российского бюро ИА SalamNews, специально для «Русского мира»03.10.2014

Мусульмане Москвы, как и последователи ислама во всём мире, отмечают праздник жертвоприношения — Курбан-байрам. Проблема в том, что в большинстве российских городов, и особенно в столице, праздник этот касается не только мусульман, но и людей иной культуры и веры. Возникает вопрос: как организовать всё так, чтобы никому не портить настроение?

Накануне Курбан-байрама Духовное управление мусульман России выступило с заявлением о том, что допуск мусульман в мечети Москвы во время праздника будет осуществляться, как и в прошлом году, исключительно по документам, удостоверяющим личность. Непраздничный штрих. При этом жертвоприношений животных в черте города не будет. В мусульманской организации также призвали единоверцев «соблюдать порядок и спокойствие в местах массового скопления людей, заранее приобретать билеты на общественный транспорт, чтобы не создавать давку в метро».

В Москве праздничные молитвы традиционно проходят в пяти действующих мечетях, а также на трёх дополнительных площадках — в павильоне «Сокольники», в парке на проспекте Андропова и на Южнобутовской улице. Для мусульман это не просто молитва. Это праздник окончания хаджа, отмечаемый через семьдесят дней после праздника Ураза-байрам. По Корану, ангел Джабраил явился к пророку Ибрагиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. Ибрагим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда всё было готово, он сделал так, чтобы нож не смог резать. Жертва сына была заменена бараном, а пророку Ибрагиму было даровано благополучное рождение второго сына — Исаака.

Вот чему мусульмане молятся в день Курбан-байрама. В 2014 году праздник выпадает на 4–6 октября. И опять мусульманин должен принести в жертву барана, корову или другую домашнюю скотину. После богослужения верующие отправляются на праздничную трапезу или посещают могилы родственников. Главное блюдо на столе — мясо жертвенного животного, чаще всего барана. Часть угощения по традиции обязательно нужно отдать бедным и нуждающимся, а оставшееся разделить с близкими, друзьями и соседями.

Однако в Москве, где живут люди самых разных вер, культур и просто атеисты, мусульманский праздник постепенно меняется. Или адаптируется к мегаполису. В 2010 году столичные власти поддержали обращение общественных организаций, которые посчитали недопустимым проводить забой животных на улицах столицы. В последние годы мусульманам в Москве предлагается на выбор два варианта совершения обряда жертвоприношения — заказать жертвенное мясо заранее и к празднику получить его в упакованном виде или отправиться на одну из боен, расположенных в Подмосковье, чтобы непосредственно присутствовать на обряде жертвоприношения.

В этом году заказ на мясо жертвенного животного принимали московская Соборная мечеть и мечеть «Ярдям». Кроме того, в Московской области обряд жертвоприношения в праздник совершался в четырнадцати специально отведённых местах. Это фермы и скотобойни в Одинцовском, Коломенском, Ногинском, Подольском, Солнечногорском, Щёлковском, Пушкинском, Сергиево-Посадском, Раменском районах и городских округах Балашиха и Домодедово. 

Итак, одна проблема худо-бедно решена, вопиет другая. По статистике, только к Соборной мечети в Москве на праздничное богослужение приходит не менее 100 тысяч мусульман. В 2013 году их было 103 тысячи, в 2012-м — 150 тысяч. Ввиду катастрофической нехватки мечетей в Москве праздничную молитву (намаз) приходится совершать на улицах и в переулках. Вторая проблема — безопасность. Да, полиция охраняет традиции обряда, но сам факт — угрозы мусульманам от радикалов и экстремистов, особенно националистического толка, — это угроза многонациональной и поликонфессиональной России.

Очень многие мусульмане искренне не понимают, почему в обществе существует враждебное отношение к ним. Достаточно бегло просмотреть переписку в чатах, социальных сетях и блогах, чтобы понять, насколько враждебно особенно молодые россияне относятся к мусульманам, воспринимая их как толпу чужаков. Хотя мусульмане — такие же россияне. Вот этим мусульманам сложно объяснить, почему, например, матерные слова толпы русских подростков с бутылкой пива на автобусной остановке в присутствии женщин и детей не вызывают недовольства, а намаз, совершаемый мусульманином не в мечети, а из-за прокола столичных властей — на улице, — вызывает. Не раз приходилось слышать: «Почему нас, россиян, каждый раз проверяют при входе в мечеть, заставляют проходить несколько усиленных кордонов полиции, через металлоискатели, а вот никому и в голову не придёт попросить паспорт у русских, собирающихся на Пасху или Рождество в церквях Баку, Ташкента или Душанбе?»

И не только это... Известны случаи, когда, например, хакерской атакой взламывался сайт Совета муфтиев России, на котором вывешивались изображение свиньи и нецензурные обращения в адрес мусульман. Заметным событием стала также акция «Наш ответ Курбан-байраму», которую несколько сот молодых людей устроили в Москве возле метро «Пражская» в позапрошлом году. Толпа хулиганов била стёкла в машинах, нападала и избивала лиц неславянской внешности. Полиция задержала около 300 хулиганов, но потом отпустила их.

Проблема есть, но решать её надо. Только тогда, когда Курбан-байрам станет проводиться в цивилизованных условиях, этот мусульманский праздник перестанет служить отчуждению людей. У Курбан-байрама иная, светлая природа, он служит гармонии, миру, добру и согласию в обществе. И при этом неважно, какой веры, национальности или убеждений человек. Важно то, что, если он способен радоваться за других и разделить с ними их святой день, ему воздастся.

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева