Анатолий Карпов: Шахматы и образ русского за рубежом
О терапии ума и свободы, о том, что для этого делают фонды мира СНГ, и о том, какой может быть не унижающая благотворительность, в интервью порталу «Русский мир» рассказывает экс-чемпион мира по шахматам, председатель Международной ассоциации фондов мира (МАФМ) Анатолий Карпов.
— Анатолий Евгеньевич, как полагаете, почему МАФМ потерялся в ряду фондов, продвигающих русскую культуру и русский язык?
— Вовсе нет. У нас уникальный опыт международного сотрудничества. Наши фонды обладают большим потенциалом для работы, направленной на объединение друзей России. Мы — очевидный ресурс формирования позитивного образа всего русского за рубежом.
— В чём это проявляется?
— Во всём, начиная с признания ООН. Ассоциация МАФМ, учреждённая национальными фондами мира СНГ в 1992 году, — правопреемник советского Фонда мира. Мы имеем высший консультативный статус при ООН. Кстати, ещё до создания МАФМ в 1992 году первая организация СНГ была шахматной — Ассоциация шахматных федераций. Так что именно мы, шахматисты, если можно так сказать, придумали способ объединения в новых исторических условиях. Нас сблизила и не дала порвать отношения любовь к шахматам. Мы подали пример, что поддерживать добрососедские отношения можно вне политики — через миротворческие и благотворительные цели. В этом смысл деятельности МАФМ.
— Это на официальном уровне. А в сознании простых людей по сравнению с советским Фондом мира вы в тени.
— Нам и не надо звенеть. Мы дело делаем. Вот в этом году к 80-летию Ивановского интердома постарались вернуть ему былой международный статус и значимость. Когда-то, в 1933-м, Ивановский интернациональный детский дом был создан по инициативе Елены Стасовой, председателя Международной организации помощи борцам революции (МОПР), и иваново-вознесенских рабочих. Дом открыли для детей, чьи родители оказались в тюрьмах стран с реакционными и фашистскими режимами. Средства на его строительство были собраны на пожертвования людей из СССР, Германии, Швейцарии, Испании, Норвегии, Венгрии и других европейских стран. Можно по-разному к этому относиться, но тогда это был прорыв в международной солидарности и единственный такой дом в мире. В нём жили испанские, немецкие, итальянские, китайские дети, дети из Африки и стран Латинской Америки. Они называли себя дети Мира. В Интердоме учились дети из 86 стран мира. Он и сегодня жив и здоров, но стал меньше. В нём учатся около 400 детей из России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Его педагоги создали и реализуют интернациональную систему преподавания, с уникальной атмосферой и с абсолютным отсутствием межрелигиозных и межнациональных противоречий. Разве это не продвижение России? То есть, уезжая, выпускники работают на Россию, с точки зрения и её имиджа, и своих интересов.
— Как связаны между собой МАФМ и то, что Вы повсюду открываете шахматные школы? «Злоупотребляете» служебным положением?
— Начнём с того, что всё же в большей степени мы отправляем на лечение в санатории России и за рубеж сирот из разных уголков СНГ, участвуем в миротворческих акциях, помогаем беженцам и переселенцам. Шахматные школы… Я бы сказал, я их реанимирую. Они, увы, мало популярны.
— Почему?
— Если совсем коротко: мало кому нужны думающие люди, хотя на словах всё обстоит иначе. Мне удалось возродить 14 региональных шахматных школ в России. Дошли до Якутии, а не так давно открыли первую шахматную школу на Полярном круге. Не скрою, горжусь тем, что немало моих школ действует за пределами России — в Стамбуле, Багдаде, Бейруте, Баден-Бадене, в США. Это некоммерческие учреждения, они дают бесплатное шахматное образование. В МГУ удалось открыть кафедру шахмат. Теперь студенты могут получить вторую профессию — преподавателя или тренеры по шахматам.
— Много у Вас таких школ?
— Не помню. Больше трёх десятков. Я открываю их при условии подписания договора с губернатором области или мэром города, где создаётся школа Карпова. Первое условие — обучение должно быть бесплатным! Считаю, что в России невозможно отказаться от социальных программ, поскольку страна находится в тяжёлых климатических и хозяйственных условиях. Я не ставлю сверхзадачу, чтобы было много гроссмейстеров. Но если человек прикоснулся к шахматам, они научат его мыслить нестандартно.
— Почему Вы на разных уровнях утверждаете, что шахматы как предмет надо преподавать в школе?
— «Шахматы в школе» — это было бы грамотно. Они развивают логику и память, помогают усидчивости и дисциплине. Они дают всё, что нужно для изучения всех наук. Учёные заметили, что те ребята, которые занимаются шахматами, осваивают школьную программу быстрее, чем их сверстники. К тому же шахматисту достаточно один раз прочитать материал по истории или другому предмету, чтобы его запомнить. В Швеции, Испании, Италии уже введён такой предмет. Моя мечта, чтобы в странах СНГ шахматы тоже входили в школьную программу. Шаг на этом пути — шахматные клубы. Там царит особая атмосфера: нет разницы в возрасте или социальном статусе — за шахматной доской все равны. Маленький мальчик может играть со зрелым мужчиной на равных.
— Почему именно предмет, а не кружок или факультатив, как раньше?
— В идеале — предмет. Неспроста в США в ряде престижных школ шахматы как предмет вводятся даже в начальных классах. Мне в США предложили написать книгу-руководство для игры в шахматы для самых маленьких. Потом я её перенёс в мультфильм совместно с компанией «Дисней». Вот отношение нации к шахматам. В переводе на русский язык книга называется «Учитесь шахматам». Она переведена на 22 языка мира и издана во многих странах.
— А турниры для заключённых Вы организуете для чего?
— Тем, кто выходит на свободу, важно внушить надежду, что они не разучились думать. Когда я вошёл в Попечительский совет уголовно-исправительной системы, я сразу предложил такие турниры, как терапию свободы. И мы провели чемпионаты по шахматам во всех колониях и местах заключения России.
— То есть это нормально, что МАФМ продвигает и шахматы?
— Если они содействуют не только развитию интеллекта, но и сближают народы и их культуры, почему нет? Не так давно по линии Благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца нам удалось организовать обучение шахматам в школах-интернатах для сирот и детей с ограниченными физическими возможностями. В разные годы мы передали шахматный инвентарь и методики в школы-интернаты для слепых и глухих детей в Башкирии, Челябинской и Свердловской областях. Такие же центры открыли на Украине, в Казахстане и Белоруссии. Это и есть продвижение не столько шахмат, сколько нормальных человеческих отношений.
Беседовала Анна Лощихина