EN
 / Главная / Публикации / Анатолий Карпов: Шахматы и образ русского за рубежом

Анатолий Карпов: Шахматы и образ русского за рубежом

22.07.2013

О терапии ума и свободы, о том, что для этого делают фонды мира СНГ, и о том, какой может быть не унижающая благотворительность, в интервью порталу «Русский мир» рассказывает экс-чемпион мира по шахматам, председатель Международной ассоциации фондов мира (МАФМ) Анатолий Карпов.

— Анатолий Евгеньевич, как полагаете, почему МАФМ потерялся в ряду фондов, продвигающих русскую культуру и русский язык?

— Вовсе нет. У нас уникальный опыт международного сотрудничества. Наши фонды обладают большим потенциалом для работы, направленной на объединение друзей России. Мы — очевидный ресурс формирования позитивного образа всего русского за рубежом.

— В чём это проявляется?

— Во всём, начиная с признания ООН. Ассоциация МАФМ, учреждённая национальными фондами мира СНГ в 1992 году, — правопреемник советского Фонда мира. Мы имеем высший консультативный статус при ООН. Кстати, ещё до создания МАФМ в 1992 году первая организация СНГ была шахматной — Ассоциация шахматных федераций. Так что именно мы, шахматисты, если можно так сказать, придумали способ объединения в новых исторических условиях. Нас сблизила и не дала порвать отношения любовь к шахматам. Мы подали пример, что поддерживать добрососедские отношения можно вне политики — через миротворческие и благотворительные цели. В этом смысл деятельности МАФМ.

— Это на официальном уровне. А в сознании простых людей по сравнению с советским Фондом мира вы в тени. 

— Нам и не надо звенеть. Мы дело делаем. Вот в этом году к 80-летию Ивановского интердома постарались вернуть ему былой международный статус и значимость. Когда-то, в 1933-м, Ивановский интернациональный детский дом был создан по инициативе Елены Стасовой, председателя Международной организации помощи борцам революции (МОПР), и иваново-вознесенских рабочих. Дом открыли для детей, чьи родители оказались в тюрьмах стран с реакционными и фашистскими режимами. Средства на его строительство были собраны на пожертвования людей из СССР, Германии, Швейцарии, Испании, Норвегии, Венгрии и других европейских стран. Можно по-разному к этому относиться, но тогда это был прорыв в международной солидарности и единственный такой дом в мире. В нём жили испанские, немецкие, итальянские, китайские дети, дети из Африки и стран Латинской Америки. Они называли себя дети Мира. В Интердоме учились дети из 86 стран мира. Он и сегодня жив и здоров, но стал меньше. В нём учатся около 400 детей из России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Его педагоги создали и  реализуют интернациональную систему преподавания, с уникальной атмосферой и с абсолютным отсутствием межрелигиозных и межнациональных противоречий. Разве это не продвижение России? То есть, уезжая, выпускники работают на Россию, с точки зрения и её имиджа, и своих интересов.

— Как связаны между собой МАФМ и то, что Вы повсюду открываете шахматные школы? «Злоупотребляете» служебным положением?

— Начнём с того, что всё же в большей степени мы отправляем на лечение в санатории России и за рубеж сирот из разных уголков СНГ, участвуем в миротворческих акциях, помогаем беженцам и переселенцам. Шахматные школы… Я бы сказал, я их реанимирую. Они, увы, мало популярны.

— Почему?

— Если совсем коротко: мало кому нужны думающие люди, хотя на словах всё обстоит иначе. Мне удалось возродить 14 региональных шахматных школ в России. Дошли до Якутии, а не так давно открыли первую шахматную школу на Полярном круге. Не скрою, горжусь тем, что немало моих школ действует за пределами России — в Стамбуле, Багдаде, Бейруте, Баден-Бадене, в США. Это некоммерческие учреждения, они дают бесплатное шахматное образование. В МГУ удалось открыть кафедру шахмат. Теперь студенты могут получить вторую профессию — преподавателя или тренеры по шахматам.

— Много у Вас таких школ?

— Не помню. Больше трёх десятков. Я открываю их при условии подписания договора с губернатором области или мэром города, где создаётся школа Карпова. Первое условие — обучение должно быть бесплатным! Считаю, что в России невозможно отказаться от социальных программ, поскольку страна находится в тяжёлых климатических и хозяйственных условиях. Я не ставлю сверхзадачу, чтобы было много гроссмейстеров. Но если человек прикоснулся к шахматам, они научат его мыслить нестандартно.

— Почему Вы на разных уровнях утверждаете, что шахматы как предмет надо преподавать в школе?

—  «Шахматы в школе» — это было бы грамотно. Они развивают логику и память, помогают усидчивости и дисциплине. Они дают всё, что нужно для изучения всех наук. Учёные заметили, что те ребята, которые занимаются шахматами, осваивают школьную программу быстрее, чем их сверстники. К тому же шахматисту достаточно один раз прочитать материал по истории или другому предмету, чтобы его запомнить. В Швеции, Испании, Италии уже введён такой предмет. Моя мечта, чтобы в странах СНГ шахматы тоже входили в школьную программу. Шаг на этом пути — шахматные клубы. Там царит особая атмосфера: нет разницы в возрасте или социальном статусе — за шахматной доской все равны. Маленький мальчик может играть со зрелым мужчиной на равных. 

— Почему именно предмет, а не кружок или факультатив, как раньше?

— В идеале — предмет. Неспроста в США в ряде престижных школ шахматы как предмет вводятся даже в начальных классах. Мне в США предложили написать книгу-руководство для игры в шахматы для самых маленьких. Потом я её перенёс в мультфильм совместно с компанией «Дисней». Вот отношение нации к шахматам. В переводе на русский язык книга называется «Учитесь шахматам». Она переведена на 22 языка мира и издана во многих странах.

— А турниры для заключённых Вы организуете для чего?

— Тем, кто выходит на свободу, важно внушить надежду, что они не разучились думать. Когда я вошёл в Попечительский совет уголовно-исправительной системы, я сразу предложил такие турниры, как терапию свободы. И мы провели чемпионаты по шахматам во всех колониях и местах заключения России.

— То есть это нормально, что МАФМ продвигает и шахматы?

— Если они содействуют не только развитию интеллекта, но и сближают народы и их культуры, почему нет? Не так давно по линии Благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца нам удалось организовать обучение шахматам в школах-интернатах для сирот и детей с ограниченными физическими возможностями. В разные годы мы передали шахматный инвентарь и методики в школы-интернаты для слепых и глухих детей в Башкирии, Челябинской и Свердловской областях. Такие же центры открыли на Украине, в Казахстане и Белоруссии. Это и есть продвижение не столько шахмат, сколько нормальных человеческих отношений.

Беседовала Анна Лощихина  

Также по теме

Новые публикации

В Институте востоковедения РАН прошла XV Международная конференция «Диаспоры Востока и России: прошлое и настоящее». В ней приняли участие более 30 учёных из 11 городов России, зарубежные гости из Казахстана, Израиля, Пакистана, Турции и Узбекистана.
На недавно состоявшемся в Пекинском университете иностранных языков (ПУИЯ) 7-м Вечере поэтической декламации «Я помню чудное мгновенье» и 2-м Конкурсе чтецов русской классической поэзии среди студентов пекинских университетов участники мероприятия эмоционально исполнили классические русские стихотворения, вызвав бурные аплодисменты.
Жарить шашлык нужно на тлеющих углях. Это правило известно многим. А вот как правильно поставить ударение в различных формах слова «уголь», знают далеко не все. Поищем ответы в авторитетных справочниках.
Один из северных старинных городов России был основан в 903 году, в то время как более 2000  лет назад на этих землях уже находились поселения. Долгие годы Псков и его старший брат Великий Новгород стояли на страже северо-западных границ Руси, отражая нападения немецких крестоносцев. Но не только своей богатой историей  интересен Псков сегодня. А вот чем же ещё, попробуем разобраться.
Сону Саини – индийский славист, переводчик и преподаватель русского языка. «Люблю экспериментировать с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного с помощью новейших технологий», – говорит он о себе. Г-н Саини ответил на вопросы «Русского мира» о переводах русской литературы на хинди и другие языки страны, а также о положении дел с преподаванием русского языка в Индии.
В Российском совете по международным делам готовится к выходу обновлённый учебник по публичной дипломатии, в котором появилась новая глава о соотечественниках. Автор учебника Наталья Бурлинова считает, что соотечественники за последние годы стали очень активными субъектами международных отношений России с другими странами.
В Париже впервые прошёл показ фильмов-лауреатов Международного кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова, организованный при поддержке фонда «Русский мир». Президент Фонда Вячеслава Тихонова кинопродюсер Анна Тихонова рассказала, как, несмотря на все препятствия, удалось провести фестиваль и показать лучшие современные российские фильмы.
Эстонское государство постепенно изгоняет русский язык из школ и детсадов. Согласно плану, утвержденному в 2022 году, перевод всех учебных заведений нацменьшинств (а в них учатся дети почти 30 % населения) на государственный язык должен завершиться к 2029-му.
Цветаева