EN
 / Главная / Публикации / Владимир Мартынов: Композитор – вымирающая профессия

Владимир Мартынов: Композитор – вымирающая профессия

24.03.2011

Композитор Владимир Мартынов – автор музыки более чем к 50 картинам, среди которых «Холодное лето пятьдесят третьего», «Русский бунт», «Остров». Театральные режиссёры Анатолий Васильев и Юрий Любимов ставили спектакли на его музыку. А ещё – он автор монографий, статей и исследований в области религиозной музыки.

Мы встретились в Доме композиторов. Строгая администратор отвела в маленькую душную каморку без окон с раскалёнными батареями. Крохотное помещение было увешано концертными костюмами. У стены – разрушенное старостью пианино. Привередничать мы не стали. Примостившись на узких скамейках, начали разговор.

Человек крайних суждений, он спокоен и уверен в том, что говорит. В книге «Конец времени композиторов» Мартынов заявляет, что для развития музыки сегодня композитор вообще не нужен. А в монографии «Зона Opus posth, или Рождение новой реальности» и вовсе отрицает право на жизнь самих музыкальных произведений.

– Не слишком ли вы резко, с плеча, как говорится, рубите?

– Не думаю. Речь о композиторах сегодня как никогда проблематична. После учёбы в России им ничего не остаётся, как только уезжать работать за границу. В нашей стране для них нет перспектив. У художников всё-таки существуют арт-рынок, галереи, литераторы могут издаваться. У композиторов нет ничего. Нет ни системы издательств, ни фестивалей, никаких фондов поддержки. Это грустно, но, может быть, справедливо, ибо композитор – вымирающая профессия. В одной только Москве их зарегистрировано более 4 тысяч, но это и свидетельствует о перерождении понятия «композитор».

– Вы имеете в виду тех, кто пишет академическую музыку?

– Конечно, но ещё большой вопрос, кого считать настоящими композиторами. Тех, кто пишет песни, звучащие на FM-радиостанциях, или членов Союза композиторов, чьи произведения звучат только один раз на фестивале «Московская осень».

Ещё несколько десятилетий назад композитор был штучным товаром. В Московской консерватории, на курсе, где я учился, было 8 композиторов. И то считалось, что норма превышена в два раза. Если резюмировать, композитор, зарабатывающий своим творчеством сегодня, – это тот, кто пишет музыку к сериалам и сочиняет попсовые мелодии. Все остальные, учившиеся по классу композиции, занимаются редакторской деятельностью, преподаванием, а в свободное от работы время сочиняют музыку. Так кого считать профессионалом?

– А как же те, кто создаёт нетленные произведения в ночи, в тиши, для будущих поколений?

– Ерунда. Такая судьба была возможна в XIX веке. Тогда непонятый современниками гений, который умирает с голоду где-то на чердаке, вполне вписался бы в действительность. Но не сейчас. О произведениях, написанных в стол, надо забыть раз и навсегда. То, что не звучит здесь и сейчас, того нет.

– Вы знаете способы, как художнику встроиться в действительность?

– Если мы говорим сейчас исключительно о музыке, то композитору просто не нужно быть. Я искренне не понимаю, о чём думают те, кто идёт учиться композиторскому мастерству. Большая часть людей моего поколения в детстве ходила в музыкальную школу, играла на разных инструментах. И они впоследствии становились хорошей музыкальной публикой. Сейчас этого нет. Сегодня в России не только конец времени композиторов, но и конец времени публики. Я ещё помню, как на концерты ходили люди с партитурами в руках. Сейчас это просто невозможно представить.

– Время партитур и понимающих лиц уже не вернуть?

– Это невозможно. Моя последняя книжка «Время Алисы» именно об этом. Если коротко, то исчерпан сам потенциал человека как вида. Поэтому и говорить об отдельных проявлениях нашей жизни, тем более такого хрупкого, каким является музыка, неуместно. Сегодняшний человек - тупиковая ветвь эволюции.

– Об этом вы и говорите студентам, читая курс «Музыкальная антропология» на философском факультете МГУ?

– Я говорю им о том, что раньше было достаточно теории музыки, можно было говорить о музыкальных формах: романс, квартет, опера... А сейчас стало понятно, что музыкальные формы не существуют сами по себе. Они – следствие форм социальной жизни.

Хотя мы живём в таком мире, где даже социологический анализ уже недостаточен. Происходит сталкивание не просто социальных групп, а антропологических типов. Например, существует молодёжная культура. Её представители – носители отдельного антропологического гена. И ген этот с возрастом не трансформируется. Если кто-то был панком, он им до конца жизни останется в глубине подсознания. Пусть он и станет взрослым, семейным человеком.

Объяснить, почему рождается та или иная музыкальная форма – фольклорная, роковая, академическая – на уровне нот и клавиров невозможно. Надо соотносить их с архетипическими возможностям сознания.

– А вы к какому типу принадлежите?

– Я – человек мегаполиса. Ни к чему, по сути, не привязан, встраиваюсь в социум на любом месте. И традиций за мной особенно не наблюдается. Потребительское сознание, пожалуй, единственное, что характеризует такого человека. Увы, и я живу по этим законам.

– В 70-е вы были рок-музыкантом, играли в группах. Как вы относитесь к сегодняшней рок-музыке?

– К сожалению, время рока прошло. Его золотой век – конец 60-х – первая половина 70-х годов. Были, например, Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс. Рок и сейчас жив, но он не имеет уже такого резонанса. У каждого музыкального направления есть пик, и есть период стагнации. Конечно, сегодня рок звучит. Седовласые музыканты играют шлягеры 60-х годов. Это ностальгически мило, но не более.

– Почему вы взялись за музыку, балансирующую на грани светской и религиозной? Я имею в виду «Плач Иеремии», «Реквием»…

– Я с 1979 по 1997 год преподавал в духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. Ушёл из культуры, перестал писать и искренне считал, что композитором никогда больше не буду. Занимался расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей.

Но стечение обстоятельств изменило все мои планы. Получилось так, что Альфред Шнитке позвонил моей жене и сказал, что известный немецкий журналист Норберт Кухинке (известный нашим людям по фильму «Осенний марафон») заказал ему большое произведение к 1000-летию крещения Руси, объединяющее русских и немецких исполнителей. Шнитке ответил, что лучше Мартынова это никто не сделает, и попросил меня не отказывать Кухинке. Разумеется, я не мог отказаться.

– Значит, имея такой разнообразный опыт работы, вы теперь точно сможете сказать, что такое музыка…

– Это совсем не то, что вы думаете (улыбается). Это не то или иное классическое произведение. Всё проще. Это соотношение человека, его «я», с действительностью. Если оно гармонично, то получается музыка. Но это редкость.

– Как так? Я вот соотношу себя с действительностью. Правда, гармонии в этом немного…

– Надо соотносить себя с теми явлениями, в которых есть гармония. Да, есть такие вещи, как восход, закат, утренняя роса и, слившись с этим, вы услышите музыку. Она соотнесёт вас с окружающей действительностью. Только вы не сможете в ней пребывать постоянно. К сожалению, вы, как и я, человек иной среды обитания.

– Расскажите, что такое музыкальный минимализм. Всё-таки вы были его первым представителем в СССР.

– Этот термин придумал Майк Найман, известный английский композитор и теоретик музыки. И значений у этого термина два. С одной стороны, минимализм – это одно из направлений современной музыки, которое зародилось в середине 60-х годов в США и в начале 70-х перекочевало в Европу.

Минимализм подразумевает специфическую технику микроизменений и постоянных повторений мелодии. Один из его основоположников, Стив Райт, говорил, что произведение должно двигаться, как часовая стрелка, и ты не замечаешь этих повторений. Но есть минимализм в широком смысле. Это естественное состояние музыки. Я сейчас говорю о Григорианском хорале, Знаменном распеве или тибетских сутрах. Сюда же относится весь архаический фольклор.

И самое интересное здесь то, что композиторская музыка – это маленький островок в океане минимализма. Минимализм, как направление современной музыки, подсознательно апеллирует к тому, широкому.

– Как же в вас так гармонично сочетается музыкант, философ, учёный?

– Я чётко понимаю одну вещь: закончилось время профессиональных сообществ. Нельзя быть просто композитором, нельзя быть просто философом. Нет, всегда есть исключения. Но их единицы. Любое замкнутое сообщество – это тупик. И, если что-то может произойти, это может произойти только на стыках.

Так волею судеб получилось, что я связан с целым рядом сообществ: с театральным, литературным, художественным, вхож в философское. И могу сказать, что музыкальное сообщество – самое непродвинутое. В чём это выражается? В 70-е годы XX века произошел концептуальный поворот в искусстве. Такой же по мощи, как поворот в науке, начиная с открытия Коперника. Суть концептуального поворота XX века в том, что контекст, в любых его проявлениях, стал важнее текста. И если, например, в художественном сообществе это осознали, то в музыкальном – нет. Я говорю про академическое музыкальное сообщество. Оно застряло в авангарде 50-60-х годов. И в его глазах со своими рассуждениями я выгляжу глупо.

– В мире есть места, где ситуация другая по отношению к музыке?

– Европа и, конечно же, Америка. И не удивляйтесь. США многое диктует в культуре второй половины XX века. Например, в городе Сиэтл, а это не самый первый город страны, ежегодно в оперном театре дают «Кольцо Нибелунгов». В Москве на такие масштабы никогда не замахивались, да и в России тоже. Валерий Гергиев, как говорится, раз поднял…но удержал ли? Не знаю…

Я уверен: эра великого кинематографа, литературы и музыки ушла. Наше сознание поменялось. Как возвращаться к истине, к подлинному в искусстве… не скажу. Просто эта дорога назад вряд ли уже существует, но, надеюсь, что где-то всё-таки есть новые неведомые нам перспективы.

Беседу вела Ксения Редичкина

 

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева