EN
 / Главная / Публикации / Николаю Пастухову — 90

Николаю Пастухову — 90

13.05.2013

Его призванием называют исполнение ролей «маленького человека». Не столь уж часто встречающееся теперь амплуа. Да и главных ролей у Николая Пастухова и в театре, и в кино немного, но каждое его появление запоминается. Всё потому, что проходных ролей у актёра практически не было — в каждую он вкладывал душу.  

Перебирая в памяти сыгранные Николаем Исааковичем роли, можно с уверенностью утверждать: он — один из самых крупных ныне живущих российских актёров. И многие из его работ — настоящие события не только для родного Пастухову Театра Армии, на сцене которого он прослужил 70 лет, но и для отечественного театрального искусства. Мало кто мог сыграть персонаж так же искренне, как он.

Иногда кажется: а что тут такого, человек всю жизнь играет самого себя? Разве это заслуга? Нет, не так. Своего станционного смотрителя, Самсона Вырина из фильма Сергея Соловьёва, Пастухов назвал ролью своего сердца. Похудел на десять килограмм, работал на износ, получил воспаление лёгких. Пятнадцать дублей знаменитой сцены — проваливаясь в тающие сугробы, актёр пробежал пять километров.

Уже с юности Николай Пастухов связал свою судьбу с Театром Армии. Здесь он начал учиться у Андрея Дмитриевича Попова в 1939 году, отсюда ушёл воевать в 42-м. Всю войну он протаскал в солдатском вещмешке «Сон в летнюю ночь» — с репетиции именно этой пьесы он ушёл на фронт. Воевал связистом, был несколько раз ранен и окончил войну под Ригой командиром отделения в звании гвардии младшего сержанта, кавалера ордена Красной Звезды и с медалью «За боевые заслуги». Но война многое и дала Пастухову. «Многие краски пришли из тех военных дней, — рассказывал актёр, — от моих друзей, и всех тех, кого я встречал на фронте».

После Победы он вернулся в родной театр, поначалу в массовку. В начале 50-х Пастухов параллельно работал и в провинции, а в 1957–1958 годах играл в легендарных спектаклях «Современника» «Вечно живые» и «В поисках радости» по пьесам В. Розова.

Но главной сценой для Пастухова всегда оставался Театр Армии. Здесь он воплотил в жизнь своих «маленьких людей», наполнив их особой, только ему подвластной силой смирения. Телегин в «Дяде Ване», Робинзон в «Бесприданнице», Аркаша Счастливцев в «Лесе» и многие-многие другие. Из относительно недавних — изумительно по убедительности исполненная роль старца Тихона в «Бесах» Достоевского (2004 год).

Но были и главные роли. Одна из первых в театре — лётчик-ас в «Настоящем человеке». В этом образе Пастухов покорил театральную Москву. «Его Мересьев получился человечнее, чем в повести Полевого», — писали критики.

Вафля в спектакле «Дядя Ваня» открыл Пастухову дорогу в кино. Андрей Кончаловский, снявший по этой пьесе Чехова фильм, актёра утвердил без проб — таким точным показалось ему попадание. Именно тогда Сергей Соловьёв заметил Пастухова и пригласил его в картину «Станционный смотритель» — «нужного» Самсона Вырина режиссёр не мог найти несколько лет.

Хотя главных ролей у Николая Исааковича немного, его заслуги оценены по достоинству. Не случайно актёра сегодня поздравлял лично президент Владимир Путин, а среди его театральных трофеев есть и «Золотая маска» в номинации  «За честь и достоинство». Но главное — это всё же его работы, по праву вошедшие в золотой фонд русского актёрского мастерства.

Елена Вешкина

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева