Русские танцы: от хоровода до бузы
Справедливо замечено: русские не танцуют — русские пляшут. Именно эта особенность отличает наш народ от большинства европейцев, хотя есть у нас, конечно, и выразительные, плавные танцы.
Русский народ велик, расселился на огромных пространствах, потому на Руси и множество танцев. Под русской пляской понимают великое разнообразие танцев, быстрых и медленных. Есть среди них и хороводы, и импровизированные задорные трюковые пляски, и танцы с определённой последовательностью фигур. Сегодня, во Всемирный день танца, как не вспомнить о самых выразительных русских танцах и плясках.
Хоровод
Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Хороводы встречаются у всех славянских племён. Славянское коло так же сопровождалось песнями, плясками и играми, как и русский хоровод. Раньше это был, вероятно, ритуальный танец, да и позднее хоровод «водили» по большим праздникам, на свадьбах, пирах и даже на похоронах. По традиции, первые весенние хороводы начинаются со Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку.
Некоторые пляски носят не просто русский, а общерусский характер — их пляшут и в России, и на Украине. Взять, к примеру
Казачок
Казачок — южнорусский танец. Среди его разновидностей выделяют кубанский, терский казачок и другие. Но больше других распространён украинский казачок, живой и весёлый, парный танец с притоптываниями и импровизациями. Танцу уже не одно столетие. Считает, что впервые его музыкальную обработку сделал польский композитор и музыкант С. Дусяцкий ещё в XVII веке, а в русских рукописных сборниках танец фиксируется с XVIII века. Но известен казачок не только как народный, но и как бальный танец. Особенной популярностью он пользовался во Франции, где после пребывания русских войск становится модной частью балетов в 1820-х годах.
Тройка
Танцуется, как следует из названия, втроем. Пляшут мужчина с двумя женщинами или же, наоборот, двое мужчин и женщина. Танцоры имитируют скачущих лошадей, везущих салазки или повозку. Подобный танец существует и у других славянских народов. Например, у поляков его аналог называется Trojak.
Барыня
Один из самых известных русских танцев, в котором пляшут мужчины и женщины, со множеством трюков, хитрых движений, шутками-прибаутками и импровизацией.
Топотуха
Уже из названия танца понятно, как его следует танцевать. Чем больше топота — тем лучше. Однако не стоит думать о топотухе как о примитивном танце. По сути, в нём даётся пошаговая инструкция, как знакомиться и ухаживать за девушками. Очень важный социальный навык, между прочим.
Трепак
Что такое трепак? По определению, «русский народный танец с сильным притоптыванием ногами». Танец это старинный, исполняется в быстром темпе. Плясун должен был уметь импровизировать, изобретая движения буквально на ходу. Это всегда задорная мужская пляска, даже с боевыми элементами. У танца жизнерадостный характер и чёткий темп. В нём отражаются ловкость, сила и удаль танцора.
Пьянство на Руси не болезнь, а образ жизни. Не случайно некоторые русские танцы основаны на подражании движениям пьяного мужика. Самый известный из них —
Камаринская
Старинная народная танцевальная песня и танец. Исполняли камаринскую обычно мужчины, соревнуясь в танцевальном мастерстве и подражая движениям пьяного «камаринского» мужика. Быстрый музыкальный размер две четверти, иногда три четверти. Мелодию и ритм камаринской использовали в своих произведениях профессиональные композиторы, в частности, П. Чайковский и М. Глинка.
Песня не слишком заумная, зато весёлая:
Ох, ты, сукин сын, камаринский мужик,
Задрал ножки та й на печке лежит.
Лежит, лежит та й попорхивает,
Правой ножкою подергивает.
Сам на девушек помаргивает,
Над женою выкамаривает:
— Ты вставай, молодая жена!
Скорей завтрак готовь, сатана!
и т.д.
Ещё один похожий на Камаринскую танец — это
Буза
Буза — танец мужской, чем-то он напоминает изломанно-плавные движения известной сейчас многим славяно-горицкой борьбы. Парадоксальное сочетание движений пьяного мужика и боевых приёмов — своего рода русское народное танцевальное кунг-фу. По сути, это боевой пляс. Есть в нём место и прыжкам, и кувыркам, и ползункам, и вертушкам. Танец очень заводной и импровизационный, пляшется со множеством прибауток.
Борис Серов