EN
 / Главная / Публикации / Сколько было «Варягов»?

Сколько было «Варягов»?

07.02.2014

Бронепалубный крейсер «Варяг», погибший у Чемульпо

Думаю, что каждый знает слова известной песни о легендарном крейсере, особенно когда звучит: «Врагу не сдаётся наш гордый “Варяг”…». Как и каждый знает, что посвящены они крейсеру, экипаж которого 110 лет назад — 9 февраля 1904-го — совершил беспримерный подвиг. События более чем вековой давности, произошедшие в первые дни Русско-японской войны в корейском порту Чемульпо, вписаны золотыми буквами во всемирную историю. А слова песни о легендарном крейсере навсегда стали символом мужества и стойкости. Не забыт подвиг «Варяга» и спустя 110 лет, ибо подвиг этот — действительно всех времён и народов.

Прошли года, но слова о легендарном экипаже не забылись, как и множество песен того периода, как не пропала любовь к настоящим героям, не сломленным ни огнём, ни пожаром, ни огнедышащей гибелью. Стоит лишь вспомнить, что погибавшие в октябре 1955-го моряки на линкоре «Новороссийск» в последние минуты своей жизни исполняли песню «Варяг», члены экипажа подводного атомохода «Комсомолец» 7 апреля 1989-го, находясь в ледяной воде Норвежского моря, также пели песнь о «Варяге»... Сегодня уже не секрет, что подвиг экипажа крейсера «Варяг», как и его младшего собрата — канонерской лодки «Кореец», вдохновил всю музыкально-творческую общественность мира, и, как результат, австрийский поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение, посвящённое подвигу экипажа «Варяга». А со временем, уже к моменту возвращения героических моряков, в России появилась и сама песня с переводом стихов с немецкого на русский язык и с мелодией военного композитора Алексея Турищева.

Но достаточно длительный период времени факт немецкого оригинального текста скрывался от российской общественности, особенно в годы Первой мировой войны. Но песня о «Варяге», начиная со дня её первого исполнения в Одессе, осталась самой любимой в российском обществе, причём не только среди моряков.

Гвардии старший лейтенант Смолянников (в центре) проводит занятие с экипажем крейсера по истории корабля с именем «Варяг»

Но кроме, как говорится, идейного воплощения памяти о героическом корабле нужна была и её материализация. Славное имя нуждалось в том, чтобы вернуться на родину. С первых же дней начала Первой мировой, наряду с исполнением «Варяга» военной и гражданской общественностью (особенно военно-морской), встал вопрос о вхождении в состав флота корабля, несущего на своих бортах имя «Варяг». Однако с учётом сложности выполнения новых судостроительных заказов строительство крейсера в условиях военного времени было делом чрезвычайно трудным. И поступили мудро и практично — выкупили у японцев (ставших уже союзниками) легендарный «Варяг», вернули ему прежнее имя и возвратили в строй. Хотя, как вы понимаете, к тому времени это уже была не та современная боевая единица, которая могла вести бой на море, вступая в сражения с новыми кораблями-линкорами. Но само возвращённое имя «Варяг» действительно подняло дух Военно-Морского Флота в тот период.

Мне довелось во время службы на Тихоокеанском флоте быть офицером экипажа гвардейского ракетного крейсера «Варяг» проекта 58, который считался самым элегантным кораблём советского Военно-Морского Флота по своей незабываемой судостроительной архитектуре.

Военно-патриотическая работа в тот период (кто служил — тот знает) была на высоте. А что касается гвардейского крейсера с именем «Варяг» — она достигала самых больших высот. По роду служебной деятельности на меня, помимо основных обязанностей корабельной службы, была возложена задача сохранения историографии крейсера, поддержания на высоком уровне каюты боевой славы и, конечно же, поиска новых артефактов, относящихся к истории крейсера.

Безусловно, на фоне основных должностных обязанностей — вахт и дежурств — эта работа была тяжеловатой, но, скажу честно, очень интересной. Ведь я, постоянно обновляя исторические данные, открывал для себя и других много новых страничек в истории кораблей с именем «Варяг». И теперь, видимо, настало время поделиться ими и с широкой общественностью.

Первый «Варяг»

Паровой парусно-винтовой фрегат «Варяг»

Корабль с именем «Варяг» появился не в преддверии Русско-японской войны, как принято считать, а значительно раньше.

Имя «Варяг» на борту впервые в российском флоте возникло в 1862 году, когда для укрепления приморской охраны новых земель Дальнего Востока был создан отряд кораблей Восточно-Сибирской флотилии в составе парусно-винтовых фрегатов, имена которых со временем были закреплены в названиях бухт и заливов: Стрелок, Разбойник, Аскольд и других. В этом же отряде находился и парусно-винтовой фрегат «Варяг», который не только охранял приморские местности нового края, но и в составе эскадры Лисовского в 1863-м спас правительство североамериканских штатов и остудил Гражданскую войну на североамериканском континенте. Ещё этот фрегат известен тем, что первую морскую практику на нём проходил будущий флотоводец Степан Макаров.

Но, как известно, корабль, как и человек, имеет свой предел, и уже на рубеже прошлого и позапрошлого веков на смену «ушедшему на покой» фрегату пришёл крейсер «Варяг», чей подвиг и дал начало рождению полноценной династии кораблей с таким именем в Военно-Морском Флоте. История «Варяга», совершившего свой подвиг в Чемульпо, достаточно хорошо известна, поэтому не будем её пересказывать.

«Варяг» проекта 58

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» в походе

Лихолетье Первой мировой и Гражданской войн отбросило назад не только военно-экономическое развитие, но и военно-патриотическое воспитание на примерах прошлого. Поэтому до 1955-го имя корабля с надписью «Варяг» на борту и не было востребовано ни временем, ни общественным значением. И лишь в 1954-м о «Варяге» вспомнили. В результате на вервях был заложен новейший артиллерийский крейсер «Варяг» проекта 68-бис.

Увы, его судьба оказалась печальной. С лёгкой руки Никиты Сергеевича Хрущёва, мечтавшего лишь о ракетной мощи страны, все строившиеся артиллерийские крейсера были разобраны на металл. То же коснулось и «Варяга». И лишь спустя десять лет, в 1965-м (заложен в 1962-м), новейший ракетный крейсер «Варяг», поднявший на флагштоке гвардейский военно-морской флаг, вошёл в состав Тихоокеанского флота, прослужив отечеству верой и правдой с 1965 по 1990 год.

Но, как известно из истории флота, на смену всему старому приходит новое. И на стапелях украинской корабельной столицы — Николаева — был заложен новейший авианесущий крейсер проекта 1143-5. Конечно же, с именем «Варяг». Эта полная драматизма история известна, по-моему, каждому: после развала Советского Союза практически готовый корабль оказался никому не нужен, кроме… Китая. И сегодня судно, которое обещали сделать плавучим казино, стало боевой единицей ВМС Китая, базирующейся в порту Далянь, где 110 лет назад стоял её прадедушка — бронепалубный крейсер «Варяг».

Флагман

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» — флагман Тихоокеанского флота России

А легендарное имя всё же закрепилось на флоте, и сегодня флагманом Тихоокеанского флота России является гвардейский ракетный крейсер «Варяг» проекта 1164, ранее носивший на борту имя «Червоная Украина».

Именно экипажу этого «Варяга» довелось впервые спустя век побывать на месте бессмертного боя своего великого предка, посетив те воды, где проходила битва 9 февраля 1904-го.

После такой своеобразной исторической справки о биографии боевых кораблей с именем «Варяг» хотел бы в преддверии 110-й годовщины подвига у Чемульпо приоткрыть завесы тайн истории о том, как отмечались юбилеи подвига «Варяга» в различные эпохи, времена и при разных уровнях общественной жизни.

Первый десятилетний юбилей подвига «Варяга» прошёл под лозунгом восстановления флота России после Русско-японской войны и Цусимской трагедии. И возвращение легендарного имени было воспринято общественностью на ура, что и было воплощено со временем. Вот только имя командира «Варяга» Всеволода Фёдоровича Руднева в российской прессе уже не упоминалось, что было связано с его «особым мнением» в отношении революционных событий на флоте.

Двадцатилетие подвига, как и тридцатилетие, вообще не отмечалось ни на каком уровне (не считая проведения исторических чтений в эмигрантских кругах). Да и обстановка в стране не способствовала этому. Февраль 1924-го прошёл под лозунгом «Ужас из железа вызвал стон…», поскольку страна «победившего пролетариата» прощалась со своим вождём. Февраль 1934-го также не способствовал напоминанию о былом величии русского воинского духа, поскольку «безбожная пятилетка» и индустриализация с коллективизацией никоим образом не могли соседствовать с «белогвардейским» патриотизмом.

В феврале 1944-го имя «Варяга» было востребовано, когда балтийцы отправлялись на прорыв блокады Ленинграда с песней «Врагу не сдаётся наш гордый…» и с теми же словами шли на освобождение Крыма и Севастополя черноморцы. Именно тогда впервые после долгого молчания в газете «Красная звезда» появились заметки о славном подвиге.

Зато год 1954-й стал поистине «варяжским»: были найдены оставшиеся в живых матросы (офицеров по понятным причинам не нашлось), и им особым указом президиума Верховного Совета СССР были вручены медали «За отвагу». Именно в тот период и приняли решение о строительстве нового крейсера с именем «Варяг», о чём уже было сказано. Также в рамках полувекового юбилея подвига «Варяга» впервые на государственном уровне было вынесено решение о чествовании памяти русских моряков, погибших в мае 1905-го в Цусимском сражении.

Не менее знаменательным стал и год 1964-й, когда в Ленинграде на новейшем ракетном крейсере был поднят гвардейский флаг. А спустя год гвардейский ракетный крейсер «Варяг», пройдя Северным морским путём, стал боевой единицей Тихоокеанского флота. Именно на «Варяг» того периода пришлось наибольшее количество чествований в память юбилейных дат, ведь из всех «Варягов» он прослужил во флоте дольше всего.

Будучи бывшим историографом корабля, позволю себе приоткрыть некоторые ранее неизвестные странички его флотской биографии. Он (то есть ГРКР «Варяг») был одним из четырёх кораблей проекта 58, которые стали первыми в мире ракетными крейсерами, не имевшими зарубежных аналогов.

Советским конструкторам впервые удалось успешно решить на практике задачу создания мощного компактного корабля с ракетными комплексами различного назначения и высокой насыщенностью новым радиоэлектронным вооружением, отвечавшим, как тогда представлялось, требованиям ведения войны на море. Ракетные крейсера проекта 58 стали первыми отечественными надводными кораблями с ядерным оружием. За всю свою многолетнюю службу «Варяг» (напомним, что она продолжалась с 1965 по 1990 год) прошёл три океана, неоднократно выполнял боевые задачи практически во всех морях северной части Тихого океана. В нашем экипаже даже шутили, что «супостаты» знают «Варяг» и в Пёрл-Харборе (это Гавайи), и в Датч-Харборе (это Алеуты). Лишь немногие знали, что в 1968 году на борту «Варяга» проходила секретная встреча Леонида Ильича Брежнева с северокорейским лидером Ким Ир Сеном, о чём свидетельствуют записи, хранящиеся в документах в каюте боевой славы. О том, что такая встреча была, узнали лишь спустя тридцать лет — в 1995-м.

В 1984-м тихоокеанцы, и особенно члены экипажа «Варяга», готовились к проведению мероприятий, связанных с 80-летием подвига, а в рамках чествования памяти героев Русско-японской войны также был запланирован поход кораблей Тихоокеанского флота в мае 1985-го к Цусиме.

В гости к морякам-гвардейцам приехали шефы из Тульской области (там, у себя на родине, похоронен командир исторического крейсера Руднев). Было много планов и задумок, но… 9 февраля 1984-го после традиционного «Лебединого озера» все радиостанции Советского Союза сообщили о преждевременной кончине Юрия Владимировича Андропова, и чествование подвига варяжцев проходило в настоящем трауре. Однако с учётом темы патриотизма и трагизма Русско-японской войны всё же основная часть мероприятий была проведена. А наступивший 1985 год также озадачил моряков-тихоокеанцев, когда 10 марта было сообщено о преждевременной кончине Константина Устиновича Черненко. И всё же майский поход кораблей Тихоокеанского флота к Цусиме состоялся. И уже стало традицией вспоминать о трагедии и героизме русских моряков в дни памяти.

К сожалению, в феврале 1994-го было не до чествований «Варяга» — страны бывшего СССР искали пути построения своей государственности, а Россия отходила после событий октября 1993-го.

И наступил февраль 2004-го, когда спустя век уже новейший ракетный крейсер, но всё с тем же именем на борту впервые посетил порт Чемульпо и лёг в дрейф в том самом месте, где происходил знаменитый бой русского корабля («Кореец», как известно, в бою участия не принимал, а был при «Варяге») с японской эскадрой. Историческая справедливость восторжествовала, и отныне (надеюсь) уже никогда имя славного крейсера не будет вымарываться из нашей общей истории.

Наступает февраль 2014-го — время сочинской зимней Олимпиады и 110-летия подвига «Варяга». И на фоне этого исторического подвига хочется пожелать нашим спортсменам, чтобы шли они на свои спортивные битвы так же, как шёл герой «Варяг». И если надо будет побеждать в спортивных баталиях — то со словами из песни о «Варяге» на устах.

Снимки предоставлены автором

Сергей Смолянников

Также по теме

Новые публикации

В эти торжественные и ответственные минуты вступления в должность Президента хочу сердечно поблагодарить граждан России во всех регионах нашей страны, жителей наших исторических земель, отстоявших право быть вместе с Родиной.
25 – 26 апреля 2024 г. в Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева прошла международная конференция филологов, посвящённая 75-летию со дня рождения почётного профессора БГУ, руководителя Русского центра С. А.  Елебесовой.
Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
Цветаева