EN
 / Главная / Публикации / Ту-134: памятник и самолёт

Ту-134: памятник и самолёт

29.07.2013

«Несмотря на все принимаемые меры, рынок гражданской авиации в Российской Федерации во многом утерян нашими промышленниками, нашими производственниками», — с этими словами вице-премьер Дмитрий Рогозин обратился к участникам недавнего совещания в правительстве, посвящённого гражданскому и военному авиастроению в России.

Почти 80% всех самолётов, летающих на внутренних российских авиалиниях (что уж говорить о международных!), иностранного производства. А ввод в строй надежды российского авиапрома, ближнемагистрального Sukhoi Superjet 100, из-за последних неудачных полётов эту картину явно улучшить пока неспособен.

Читать об упадке современного авиастроения в России тем более печально сегодня, в день 50-летия первого полёта Ту-134 – одного из самых удачных самолётов своего времени не только в СССР, но и в мире. О том, насколько хорош был знаменитый лайнер, разработанный ещё в начале 60-х под непосредственным руководством Андрея Туполева, говорит тот факт, что он стал самым массовым и популярным советским самолётом. Ну а о популярности его свидетельствует наличие народного прозвища «свисток», полученного за длинный узкий профиль фюзеляжа и характерный высокий звук двигателей.

За долгие годы эксплуатации Ту-134 показал свою надёжность и экономичность, отвечая всем требованиям времени. Не каждый самолёт получает народное прозвище. В каком-то смысле это — большая честь. Именно место ближне- и среднемагистральника Ту-134 сегодня стремится занять гражданское детище «Сухого» — но будет ли когда-нибудь у него своё, неформальное имя?

Достаточно просто взглянуть на реактивный Ту-134 и на его предшественника, поршневой Ил-14, разработанный ещё в 40-х, чтобы понять: перед нами представители разных ступеней авиационной эволюции.

Ту-134 стал и первым удачным международным проектом советских гражданских авиастроителей. Впервые самолёт, выпускаемый в Советском Союзе, получил международную сертификацию и стал поставляться на экспорт. Впрочем, не стоит переоценивать степень распространённости Ту-134. Он разрабатывался и летал в период железного занавеса, во время жёсткого раздела мира на враждующие группировки, у каждой из которых были свои самолёты: у «них» — боинги и аэробусы, у «нас» — Ту и Ил.

Прожил Ту-134, как и подобает хорошему самолёту, довольно долгую жизнь: первый серийный самолёт поднялся в небо в 1967-м (первый коммерческий рейс был из Москвы в Адлер), а последний покинул сборочный цех в 1989-м.

Знаком уважения к знаменитому лайнеру является популярность его в качестве памятника в разных городах России и даже за её пределами. Кстати, Ту-134 летают и сейчас. Конечно, география самолёта несколько сузилась, но по-прежнему его принимают в аэропортах России, Молдавии, Украины, Казахстана, Болгарии, Словакии, Анголы, Сирии и даже Германии.

Борис Серов

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

В Институте востоковедения РАН прошла XV Международная конференция «Диаспоры Востока и России: прошлое и настоящее». В ней приняли участие более 30 учёных из 11 городов России, зарубежные гости из Казахстана, Израиля, Пакистана, Турции и Узбекистана.
На недавно состоявшемся в Пекинском университете иностранных языков (ПУИЯ) 7-м Вечере поэтической декламации «Я помню чудное мгновенье» и 2-м Конкурсе чтецов русской классической поэзии среди студентов пекинских университетов участники мероприятия эмоционально исполнили классические русские стихотворения, вызвав бурные аплодисменты.
Жарить шашлык нужно на тлеющих углях. Это правило известно многим. А вот как правильно поставить ударение в различных формах слова «уголь», знают далеко не все. Поищем ответы в авторитетных справочниках.
Один из северных старинных городов России был основан в 903 году, в то время как более 2000  лет назад на этих землях уже находились поселения. Долгие годы Псков и его старший брат Великий Новгород стояли на страже северо-западных границ Руси, отражая нападения немецких крестоносцев. Но не только своей богатой историей  интересен Псков сегодня. А вот чем же ещё, попробуем разобраться.
Сону Саини – индийский славист, переводчик и преподаватель русского языка. «Люблю экспериментировать с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного с помощью новейших технологий», – говорит он о себе. Г-н Саини ответил на вопросы «Русского мира» о переводах русской литературы на хинди и другие языки страны, а также о положении дел с преподаванием русского языка в Индии.
В Российском совете по международным делам готовится к выходу обновлённый учебник по публичной дипломатии, в котором появилась новая глава о соотечественниках. Автор учебника Наталья Бурлинова считает, что соотечественники за последние годы стали очень активными субъектами международных отношений России с другими странами.
В Париже впервые прошёл показ фильмов-лауреатов Международного кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова, организованный при поддержке фонда «Русский мир». Президент Фонда Вячеслава Тихонова кинопродюсер Анна Тихонова рассказала, как, несмотря на все препятствия, удалось провести фестиваль и показать лучшие современные российские фильмы.
Эстонское государство постепенно изгоняет русский язык из школ и детсадов. Согласно плану, утвержденному в 2022 году, перевод всех учебных заведений нацменьшинств (а в них учатся дети почти 30 % населения) на государственный язык должен завершиться к 2029-му.
Цветаева