Ту-134: памятник и самолёт
«Несмотря на все принимаемые меры, рынок гражданской авиации в Российской Федерации во многом утерян нашими промышленниками, нашими производственниками», — с этими словами вице-премьер Дмитрий Рогозин обратился к участникам недавнего совещания в правительстве, посвящённого гражданскому и военному авиастроению в России.
Почти 80% всех самолётов, летающих на внутренних российских авиалиниях (что уж говорить о международных!), иностранного производства. А ввод в строй надежды российского авиапрома, ближнемагистрального Sukhoi Superjet 100, из-за последних неудачных полётов эту картину явно улучшить пока неспособен.
Читать об упадке современного авиастроения в России тем более печально сегодня, в день 50-летия первого полёта Ту-134 – одного из самых удачных самолётов своего времени не только в СССР, но и в мире. О том, насколько хорош был знаменитый лайнер, разработанный ещё в начале 60-х под непосредственным руководством Андрея Туполева, говорит тот факт, что он стал самым массовым и популярным советским самолётом. Ну а о популярности его свидетельствует наличие народного прозвища «свисток», полученного за длинный узкий профиль фюзеляжа и характерный высокий звук двигателей.
За долгие годы эксплуатации Ту-134 показал свою надёжность и экономичность, отвечая всем требованиям времени. Не каждый самолёт получает народное прозвище. В каком-то смысле это — большая честь. Именно место ближне- и среднемагистральника Ту-134 сегодня стремится занять гражданское детище «Сухого» — но будет ли когда-нибудь у него своё, неформальное имя?
Достаточно просто взглянуть на реактивный Ту-134 и на его предшественника, поршневой Ил-14, разработанный ещё в 40-х, чтобы понять: перед нами представители разных ступеней авиационной эволюции.
Ту-134 стал и первым удачным международным проектом советских гражданских авиастроителей. Впервые самолёт, выпускаемый в Советском Союзе, получил международную сертификацию и стал поставляться на экспорт. Впрочем, не стоит переоценивать степень распространённости Ту-134. Он разрабатывался и летал в период железного занавеса, во время жёсткого раздела мира на враждующие группировки, у каждой из которых были свои самолёты: у «них» — боинги и аэробусы, у «нас» — Ту и Ил.
Прожил Ту-134, как и подобает хорошему самолёту, довольно долгую жизнь: первый серийный самолёт поднялся в небо в 1967-м (первый коммерческий рейс был из Москвы в Адлер), а последний покинул сборочный цех в 1989-м.
Знаком уважения к знаменитому лайнеру является популярность его в качестве памятника в разных городах России и даже за её пределами. Кстати, Ту-134 летают и сейчас. Конечно, география самолёта несколько сузилась, но по-прежнему его принимают в аэропортах России, Молдавии, Украины, Казахстана, Болгарии, Словакии, Анголы, Сирии и даже Германии.
Борис Серов