Завершились курсы по русскому языку как иностранному для учителей и учащихся Монголии
Ирина Бойко, Улан-Батор
11.04.2019
С 26 по 30 марта 2019 года сотрудники Иркутского государственного университета при поддержке фонда «Русский мир» в рамках программы «Профессор Русского мира» организовали и провели курсы повышения квалификации по русскому языку как иностранному для монгольских учителей.
Занятия проводились в соответствии с программой «Проблемы обучения русской грамматике и лексике в монгольской школе (в условиях отсутствия речевой среды)». В одной группе упор был сделан на грамматику, а во второй – на говорение и аудирование. Кроме того, на занятиях в обеих группах обсуждались вопросы межъязыковой интерференции, отбора основных грамматических моделей, необходимых для овладения русским языком, конструирования высказываний в ситуациях монологической и диалогической речи в определённых коммуникативных ситуациях.
На последних занятиях слушателям были предложены разработки уроков по грамматике, лексике и аудированию, которые активно обсуждались всеми монгольскими коллегами.
Кроме того, с 1 по 3 апреля 2019 года были проведены занятия по обучению устным видам речевой деятельности (говорению и аудированию) для студентов-русистов Института социально-гуманитарных наук Монгольского государственного университета образования.
Цель занятий со студентами заключалась в создании кратковременной языковой среды и активизации речевых умений будущих учителей русского языка – педагогического дискурса (построение разного вида интонационных конструкций, в том числе императивных высказываний).
В качестве подведения итогов студентам был предложен конкурс «Учитель – это…», судьями на котором были преподаватели и студенты младших курсов. Все отметили, что ответы конкурсантов были грамотными, зрелыми, интересными и аргументированными.
Студенты всех курсов были очень активны на занятиях, задавали много вопросов, просили об индивидуальных занятиях и приглашали приехать ещё на более длительный срок.
А с 4 по 6 апреля были организованы занятия по обучению устным видам речевой деятельности для учащихся старших классов школы № 72 г. Улан-Батора.
На занятиях особое внимание уделялось умению распознавать фонемы и интонационные конструкции на слух, соотносить звучание слова с его смыслом, знаниям основных грамматических моделей и правилам их конструирования. После просмотра мультипликационных фильмов ребята разыгрывали сценки, повторяя изучаемые синтаксические конструкции и словоформы, преобразовывали диалогический текст в монологический и наоборот.
В последний день занятий учащиеся рассказывали о символах России, пели русские песни, читали стихи.