EN

Никита Потоцкий. Ермак

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная акция "Год культуры Русского мира" / Эссе / Никита Потоцкий. Ермак

Никита Потоцкий. Ермак

Если уж зашла речь о культуре Красноярского края, то нельзя не вспомнить об одном прекрасном художнике — Василии Ивановиче Сурикове. Он, насколько я помню, воспитывался в казацкой семье, и в честь его дедушки даже назван остров Атаманский... Но сейчас это не так важно, как личные достижения Сурикова. Он написал много отличных картин: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка»... Но лично мне больше всех нравится «Покорение Сибири Ермаком». Мне хотелось бы рассказать, почему мне нравится эта работа, но для начала взгляните на неё.

На полотне мы с вами видим сражение между казаками Ермака и татарами хана Кучума. (Когда русские осваивали Сибирь, им приходилось сражаться с Сибирским ханством.) Казаки палят из пищалей по рядам татар, но неприятельское войско тоже не спит и обороняется стрельбой из луков. Как бы они ни старались, воинов они теряют, поскольку с луками против ружей много не навоюешь. Лёгкой пехоты ханства там очень много, но казаки не страшатся вражеских ратей. На лицах казаков можно увидеть высокий боевой дух, волю к победе и веру в своего атамана, Ермака. Уже некоторые ратники Кучума бегут с поля боя, результат сражения наверняка уже ясен обеим сторонам, но татары упрямо продолжают схватку с русскими.

В рядах казаков развеваются русские знамёна, на одном из них изображён лик Иисуса Христа (казаки Ермака, несмотря на своё разбойничье прошлое, были верующими). У воинов же Кучума знамён нет. Казаки стоят на своих челнах, на которых они приплыли в эту землю по рекам, в казацких челнах и лодках имеются меховые настилы, провиант и, возможно, пули с порохом.

В середине казачьего войска стоит человек богатырского телосложения. Он облачён в кольчугу и шлем-шишак — это и есть Ермак Тимофеевич. Он указывает рукой в сторону неприятеля, куда и стреляют наши. Рядом с Ермаком стоит казак, в руках у него пищаль, на голове — шапка, в ухе — серьга, доспехов он не имеет. Мне кажется, что это помощник Ермака Иван Кольцо.

Кстати, интересно, что в одном из казаков художник нарисовал... себя! Если приглядитесь, то вы это тоже заметите.

Обратите внимание на место, где происходит сражение: мутная вода в реке, глинистый берег, серое осеннее небо... Всё это сливается с пороховым дымом, блеском ружейных стволов, красными вспышками выстрелов. Вдали можно увидеть город, ограждённый деревянной стеной, это наверняка столица Сибирского ханства — Кашлык. На картине преобладают тёмные, тяжёлые оттенки, но от этого замечательное произведение хуже не становится. 

Лично мне это полотно нравится больше всех остальных. Хотя картинами я и не увлекаюсь, но эта работа привлекла моё внимание. Она означает победу русских православных войск над врагами России.

Суриков писал эту картину с увлечением, писал в течение четырёх лет. Первый набросок будущей картины Суриков сделал ещё в 1891 году, на эскизе была интересная надпись: «За Волгой, на Каме». «Пишу Ермака. Читал я историю о донских казаках. Мы, сибирские казаки, происходим от них; потом уральские и гребенские. Читаю, а душа так и радуется, что мы с тобой роду хорошего...» — писал художник в письме к брату.

Летом Суриков жил и работал на Дону. 4 июня 1893 года он написал матери и брату из станицы Раздорской: «Отсюда, говорят, вышел Ермак и пошёл на Волгу и Сибирь. Написал два лица казачьих, очень характерные, и лодку большую казачью. Завтра будет войсковой станичный круг. Посмотрю там, что пригодится».

И вот, спустя многое время труда, картина всё же завершена. Как утверждают специалисты, натурой для Ермака послужил казацкий есаул войска Донского из той же станицы Раздорской.

Если меня спросят, кого я считаю наиболее выдающимся культурным деятелем Красноярского края, то я назову Василия Ивановича Сурикова. Если этот человек создал такие картины, то без споров следует признать его одним из лучших деятелей в этой области культуры.

Суриков был прирождённым живописцем. В творчестве Василия Ивановича историческая живопись обрела своё современное понимание. Это художественно воссозданная национальная история, главным героем которой является народ. Недаром имя этого художника знает каждый школьник. Мы должны помнить о том, кто приблизил нашу культуру к совершенству, и понимать, что мы тоже должны внести достойный вклад в развитие нашего родного края.

Работа публикуется в авторской редакции

Новости

Цветаева