EN

Второй Педагогический форум

 / Главная / Второй педагогический форум Русского мира / Новости / Зачем читать художественную литературу и нужны ли нам «двадцатибалльники»?

Зачем читать художественную литературу и нужны ли нам «двадцатибалльники»?

Второй Педагогический форум Русского мира продолжает свою работу. 1–2 ноября во Владимире русисты со всей России и из 20 зарубежных стран обсуждают важнейшие проблемы в области педагогики. В рамках форума проходят круглые столы, преподаватели делятся своим опытом и участвуют в конкурсе проектов.

Почти сразу в лидеры обсуждения секции «Качество филологического образования в современной школе» вышли два проекта: «Российская билингвальная школа», представленная Удмуртским государственным университетом, и «Двоечник и отличник – каковы критерии оценки?» Владимира Пугача из Санкт-Петербургского государственного университета. 

Суть нашего предложения  формирование естественной билингвальной среды в России, – рассказала Елена Туктангулова, доцент кафедры русского языка и прикладной лингвистики Удмуртского государственного университета. – У нас в республике много детей-билингвов, изучающих русский язык: удмурты, татары, башкиры. А результаты ЕГЭ по русскому языку в среднем выше, чем по стране. То есть дети-билингвы демонстрируют впечатляющие знания по русскому языку и проявляют необычные подходы к его изучению, владея другим родным языком. Вот мы и предлагаем наш опыт  билингвальные школы языков естественной среды обитания  распространять по всей стране.
 
Предлагаемое название – «российская билингвальная школа», а параллельно школы, где изучаются иностранные языки, называть – «международные билингвальные школы». 

Ещё один проект – «Двоечник и отличник – каковы критерии оценки?» – вызвал горячее обсуждение. Кто-то из педагогов нашёл «инновационным» предложение ввести шкалу оценки знаний в 20 баллов, превратив отличника в «двадцатибалльника». Но в процессе полемики большинство всё же отказалось уходить от традиционных критериев оценки в угоду реформе, считая её «путающей природу критериев оценки знаний». 

На защите проектов в секции «Развитие читательской культуры» довольно интересный проект представили сотрудники Санкт-Петербургского университета: «Как читать просто так». Группа его авторов из 14 человек пришла к выводу, что современные дети отличаются от их ровесников иных поколений пятью качествами: прагматизмом, чувством независимости, расконцентрированностью внимания и неумением слушать, клиповым мышлением и потребностью в самовыражении.

Желание и умение читать книгу в эту картину мира вписываются не без труда, поэтому, исходя именно из этих пяти качеств, авторы проекта разработали в рамках большого проекта – малый: «Антология современного рассказа». 

В него вошли рассказы Булата Окуджавы, Захара Прилепина, Юрия Буйды, Вячеслава Пьецуха и Марины Москвиной. Школьникам надо было не просто представить эту антологию. Сначала нужно написать эссе, рецензию, отзыв или аннотацию на книгу и объяснить, чем они различаются. Затем разработать макет билета презентации. Потом принять участие в обсуждении книги и чётко объяснить, чем рефлексия отличается от дискуссии, поток сознания – от аргументов, полемика – от спора. 

На разных круглых столах звучала одна и та же идея: новые учебные комплексы должны стать не просто набором сведений – их современные ученики и студенты легко найдут и сами, – но, скорее, навигатором по информации для детей. И тут нужно умело предлагать использовать разные ресурсы: и печатные книги, и Интернет.

Главное, чтобы ученикам было интересно. Можно, например, предлагать детям самостоятельно находить те или иные отрывки из художественных произведений. Наталья Кулибина из Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина (Москва) привела пример урока, на котором она сознательно не давала имя автора стихотворения, предлагая ученикам угадать его, например: Цветаева или Пастернак? Дети чувствуют слово, умеют отличить мужскую поэзию от женской и справляются с заданием.

Ещё одна тема обсуждений и докладов – «Новые методы и технологии на службе у русского языка». Большинство представленных проектов так или иначе предлагает учитывать интернет-среду в образовательном процессе. Таков, к примеру, проект, представленный Дмитрием Чердаковым из Санкт-Петербургского университета. Он представил участникам форума Школьный энциклопедический словарь русского языка, содержащий более 600 оригинальных статей. Вокруг этого словаря, изданного при поддержке фонда «Русский мир», создана целая сеть интернет-приложений,  которыми можно пользоваться с помощью мобильного телефона или планшета. «Русский язык, который всегда с тобой», – такова, по словам автора, концепция этой электронной среды, в основе которой всё же – живая книга.

«Современный русский язык в вузе», «Зарубежная русистика» – круглые столы на эти темы также состоялись сегодня. Обсуждения будут продолжены 2 ноября, во второй день работы форума. Завтра же на итоговом заседании будут определены победители конкурса проектов.

Координатор конкурсных программ:

Анна Дмитриевна Косенкова, телефон: +7 (812) 645-23-53
(с 9 до 18 часов по московскому времени +3GMT)
Е-mail: pedforum2015@russkiymir.ru.

Первый педагогический форум «Русский язык в современной школе»

Фотоальбом Первого педагогического форума



Цветаева