EN

Фрегат Надежда

 / Главная / Русские центры / Надежда / Фрегат Надежда

undefinedФрегат «Надежда»: двадцать лет на службе государству

Парусное учебное судно «Надежда» занимает особое место в истории современного мореплавания. Помимо своей основной функции обеспечения практики курсантов, фрегат является базой для научных исследований и служит наглядным символом морских традиций, представляя Россию на просторах Мирового океана.

Фрегат «Надежда»Трёхмачтовый парусник неограниченного района плавания был построен 20 лет назад на знаменитой польской судоверфи Stocznia Gdanska по образцу военных парусных фрегатов прошлого. Это один из самых крупных в мире фрегатов (водоизмещение 2 984 тонн, длина корпуса с бушпритом – около 110 м). Судно имеет три мачты высотой до 50 м, на которых размещено 26 парусов общей площадью около трёх тысяч кв. м. При попутном ветре фрегат набирает скорость до 18 узлов и может идти до 60 градусов против ветра. Помимо парусов – основного движителя судна, оно оснащено мощными дизельными двигателями, дающими возможность идти при неблагоприятной погоде и выполнять маневры в порту.

Название паруснику было дано в честь легендарного шлюпа, на борту которого 200 лет назад российские моряки под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского впервые совершили кругосветное плавание. Последний заказ СССР насчитывал шесть судов одной серии, которые пополнили учебный флот морских вузов страны. С того момента, как судно было спущено на воду и летом 1992 года прибыло к месту приписки в порт Владивосток, оно стало базой для образовательных и научных программ Морского государственного университета им. адмирала Г.И. Невельского, ведомственного вуза Министерства транспорта России. За 120 лет своей истории учебное заведение прошло путь от классов для подготовки матросов до крупного научно-образовательного комплекса, который обеспечивает высококвалифицированными кадрами морской хозяйственной деятельности Дальневосточный регион. В развитии вуза ПУС «Надежда» играет особую роль. Обучение курсантов морскому делу при постоянной смене района плавания, с заходами в порты различных государств, знакомством с их экономикой, культурой и бытом, встречами с курсантами иностранных морских образовательных учреждений является существенной частью подготовки будущих специалистов морского флота.

На борту «Надежды» может разместиться 199 человек, из них 45 человек – постоянный экипаж. У каждого во время похода свой круг обязанностей. У курсантов это, в первую очередь, учебные занятия. Паруса – дополнительная работа. Каждый курсант приписан к определённому месту на рее. Во время парусного аврала каждую мачту обслуживает по 20 человек. Перед тем как работать с парусами, новички проходят двухнедельный курс подготовки на рейде, при ясной безветренной погоде. Затем получают допуск к работе на высоте.

Удачная биография походов фрегата «Надежда», бывавшего в десятках стран в обоих полушариях планеты, участвовавшего в многочисленных регатах и научных экспедициях и всегда возвращающегося в родной порт в целости и сохранности со здоровыми курсантами и членами экипажа, – прямая заслуга капитанов судна.

За 19 лет на «Надежде» было несколько капитанов. Ю.Л. Нарадько, капитан ДВМП, был первым человеком, который управлял фрегатом во время плавания от судоверфи в Гданьске в 1991 году через Санкт-Петербург до Владивостока. В.В. Середа в этом рейсе был дублёром капитана, С.П. Пшегорский – старшим помощником. Рассказывают, что на момент получения «Надежды» на судне не было необходимого навигационного оборудования, и из Польши в Санкт-Петербург, где затем была сделана полная комплектация, шли только на двух локаторах и определялись по встречным судам.

90-е годы остались в памяти как очень сложное время в жизни государства. Тем не менее в эти годы состоялся ряд зарубежных и исследовательских походов. С 1993 по 1999 год капитаном судна был В.А. Антонов, ныне профессор кафедры управления судном Судоводительского факультета Морского университета. С 1995 по 2000 год в должности капитана работал А.А. Кислов. При нём фрегат впервые принял участие в парусной гонке, проходившей в Австралии в честь 200-летия открытия Бассового пролива по маршруту Сидней – Хобарт (о. Тасмания). Всплеск активности жизни фрегата пришёлся на рубеж веков. С 1999 по 2005 год капитаном был В.Н. Василенко. Под его управлением фрегат успешно осуществил кругосветное плавание в 2003-2004 годах, приняв участие в грандиозном праздновании 300-летия Санкт-Петербурга, регате «Кати-Сарк», парусном фестивале в Голландии. За время плавания судно преодолело 44 тысячи 618 миль в водах трёх океанов, и почти половина пути была пройдена под парусами. В период с 2004 по 2005 год капитаном судна был И.Ю. Гуща. В 2005 году на должность капитана был принят К.А. Шкурин. Работавший дублёром капитана во время кругосветного плавания, он осуществил ряд удачных экспедиций в рамках Дальневосточного плавучего университета. С 2006 года капитаном судна работает С.А. Воробьёв. В его послужном списке – плавания в Японию, КНР, Южную Корею, Филиппины, результативное участие в нескольких регатах, фестивалях, научно-исследовательских рейсах. Наиболее интенсивным был 2010 год, когда «Надежда» работала на международной конференции в Маниле, участвовала в парусном фестивале в Нагасаки, ходила в исследовательский рейс на Сахалин и функционировала в качестве продолжения российского павильона на ЭКСПО-2010 в Шанхае.

В мае 2011 года фрегат ходил в научно-исследовательскую экспедицию в южную часть Японского моря для того, чтобы изучить последствия катастрофы на атомной станции Фукусима. Проект был осуществлён под эгидой Русского географического общества в рамках программы Дальневосточного плавучего университета при участии Дальневосточного и Сибирского отделений Российской академии наук, а также МЧС России.

В 2012 году исполнится 20 лет с того момента, как на «Надежде» был поднят флаг Российской Федерации. За эти годы фрегат пережил насыщенную событиями жизнь и сегодня находится в превосходном состоянии. В его послужном списке – кругосветное плавание, глобальные и региональные научные экспедиции, мировые гонки парусных судов, представительские рейсы в России и за рубежом. Судно посетило десятки портов мира, участвуя в международных мероприятиях различного уровня. Принимая на своём борту граждан других государств, правительственные, научные, военные делегации, представителей религиозных и общественных организаций, фрегат, по существу, выполняет миссию посланника мира, взаимопонимания и дружбы между народами.

Евгений Панкратьев

 

Цветаева