Возвращение русского «примитива»
Одна из самых скрытых русских картин вернулась на Родину. «Натюрморт с фруктами», написанный Ильёй Машковым в 1910 году, публика не видела около ста лет. В эти дни, с 24 по 26 апреля, картина выставлялась в московском Доме Спиридонова, а уже 3 июня она будет представлена на торгах Christie’s.
Илья Машков принадлежал к кругу «Бубнового валета». Среди его учителей были Валентин Серов, Константин Коровин, Алексей Васнецов. Раннему Машкову сопутствует скандальная слава. Его «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» на первой выставке «Бубновый валет», где картины русских модернистов соседствовали с работами французских фовистов и немецких экспрессионистов, в 1910 году эпатировал публику. На огромном полотне изображены фигуры музицирующих силачей с грубо размалёванными телами и шаровидными бицепсами. Это был манифест нового выставочного сообщества, стремившегося вернуть искусство «с небес на землю».
«Валеты», в число которых в своё время входили П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, К.С. Малевич, Р.Р. Фальк и другие, утверждали материальность мира и «низкого» предмета. Напомним, что до 1917 года «бубновыми валетами» называли каторжников. Это художественное направление развилось в России под очевидным влиянием французского фовизма, но в нём читался и возврат к приёмам русского лубка и народной игрушки.
Машкову народный примитив и лубок были знакомы с детства. Он был самородком, набравшимся жизненного опыта, работая в лавках у торговцев. При советской власти художник был признан. Его студия, существовавшая ещё с 1904 года, будучи преобразованной в Центральную студию АХРР, была одной из самых модных и посещаемых в Москве. Постепенно Машков смещается в лагерь традиционалистов, его живопись становится более академичной. Да и многие его картины 30–40-х, к примеру «Ананасы и бананы» или «Клубника и белый кувшин», могут служить идеальным примером академической советской живописи. Скончался Машков в 1944 году на своей даче в Абрамцево и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
«Натюрморт с фруктами» — образец русского неопримитивизма. Представленная впервые на выставке «Бубнового валета», затем картина участвовала в выставке в Городском музее Амстердама (Stedelijk Museum), устроенной Обществом современного искусства. Картина была куплена собирателем немецкого и русского авангарда Уильямом Беффи и надолго исчезла из публичного пространства.
Эстимейт картины составляет 1–1,5 миллиона фунтов. «Натюрморт с фруктами» станет топ-лотом «Русских торгов» Christie’s лета 2013 года. В прошлом году на том же аукционе приблизительно в ту же стоимость был оценён «Извозчик» Бориса Кустодиева. Нынешние торги станут новым громким подтверждением возвращения живописи одного из самых ярких художников 1910-х годов и одного из шедевров русского живописного искусства.
Александр Рязанцев