EN
 / Главная / Публикации / Россияне пошли на российское кино

Россияне пошли на российское кино

11.03.2013

Редко такое случается – российский кинопрокат возглавили сразу три отечественных фильма. Лидирует комедия «Что творят мужчины!» режиссёра Сарика Андреасяна. В прокат картина вышла 28 февраля и уже в дебютный уикенд собрала 4,6 миллиона долларов. На втором месте – фильм-катастрофа «Метро» Антона Мегердичева, лидировавший пару недель назад. Лента о московской подземке набрала в первые выходные 3,1 миллиона долларов. Вышедший на большие экраны также 28 февраля американо-российский фильм ужасов режиссёра Ренни Харлина «Тайна перевала Дятлова» замыкает тройку лидеров. За первые несколько дней картина собрала 2,6 миллионов долларов. Сколь ни приятен сам факт лидерства отечественных фильмов в российских кинотеатрах, всё же главный разговор – о художественных достоинствах наших новых картин.

О «Тайне перевала Дятлова» (The Dyatlov Pass Incident) «Русский мир» уже писал. С российской стороны хоррор продюсировали Александр Роднянский и Сергей Мелькумов, ну а снял его финно-американец Ренни Харлан, режиссёр «Скалолаза» и «Глубокого синего моря», кстати, сам увлечённый загадкой гибели уральских туристов. Картина снималась в России, правда, не на Урале, а в Хибинах. Она основана на реальных событиях, и тайна гибели группы туристов под руководством Игоря Дятлова на Приполярном Урале в 1959 году до сих занимает многие умы как в России, так и за рубежом. 

По сюжету группа американских студентов решает выехать на место гибели русских туристов и попытаться восстановить ход событий, но решение оказывается роковым.

Фильм снят в модной ныне псевдодокументальной манере. Как и положено триллеру, он получился страшным  – «леденящим кровь». Сюжет построен весьма  хорошо – до самого последнего момента невозможно понять, что же в действительности произошло. Все каноны жанра соблюдены, и поклонники хорроров наверняка останутся довольны.

Жанр фильма-катастрофы для России пока новый. Не в последнюю очередь потому, что стоимость таких картин, как правило, велика. Бюджет российского фильма составил 13 миллионов долларов, и он почти наверняка не окупится – продюсеры рассчитывают получить в прокате максимум 10-11 миллионов долларов. Самое главное, что в современной России нет традиции съёмки подобных фильмов. Ну а такие картины, как «Экипаж» Александра Митты, «Поезд вне расписания» Александра Гришина и, конечно, «Прорыв» Дмитрия Светозарова – всё-таки далёкая классика советского кино.

И тем не менее создателям «Метро» удалось сделать вполне качественный фильм. Это касается работы и сценариста, и режиссёра, и оператора, и звукооператора. Даже спецэффекты, несмотря на достаточно скромный для фильмов такого жанра бюджет, получились вполне себе на уровне. История вышла связная и бодрая, актёры подобраны хорошо, главные герои выглядят на экране довольно органично.

Героиня Ходченковой никак не может выбрать между богатым любовником (Анатолий Белый) и семьёй, состоящей из низкооплачиваемого мужа-врача (Сергей Пускепалис) и сообразительной дочери Ксюши (Анфиса Вистингаузен). Но вдруг происходит невероятное. Любовник, муж и дочь оказываются одновременно в одном поезде. Затем следуют обвал в тоннеле, кровавая давка, потоп и в придачу оголенный кабель – катастрофа в квадрате. На этом фоне разыгрывается личная драма и тут уж героине приходится сделать выбор. Вряд ли нужно говорить, что он оказывается правильным.

Стоит, наверное, добавить, что «Метро» явно отсылает (хотя никаких формальных ссылок на фильм-предшественник тут всё же нет, и это плохо) к забытой ныне драме «Прорыв» (1986 год) – о затоплении Ленинградского метрополитена подземными водами с превосходным Олегом Борисовым в главной роли. Кстати, тот фильм был основан на реальных событиях 1974 года. Всем, кто собирается на «Метро», настоятельно рекомендуем не пожалеть времени и прежде посмотреть фильм Дмитрия Светозарова. Он стоит того, и главное – будет хорошая возможность сравнить, как изменился язык кино в России за последние четверть века.

Ну и, наконец, «Что творят мужчины!». Режиссёр попсовых лент «Беременный», «Служебный роман. Наше время», «Тот ещё Карлосон!» Сарик Андреасян снова снял комедию того же качества. Это тот случай, когда сюжет фильма незамысловат, а самые смешные шутки показаны в трейлере.

Эксцентричный миллионер организует секс-турнир, в котором и принимают участие четверо героев – Даниэль, Гоша, Ярослав и Аркадий. У каждого своя история взаимоотношений с женщинами, но все они хотят выиграть главный приз – кругленькую сумму. Задача – за пять дней соблазнить как можно больше женщин на морском курорте. Задания не всегда простые – среди «жертв» оказывается и бабушка, и убеждённая  феминистка,  и даже сектантка.

Низкий юмор, стандартные ходы с глубокой моральной идеей «любовь всегда побеждает», слабая игра актёров – тут полный набор всех отрицательных качеств. Больше сказать про этот фильм, собственно, нечего.  То, что подобное кино находит свою аудиторию, – явление не чисто российское, а общемировое. Как ни хотелось бы, чтобы такого продукта было поменьше, нужно понимать, что для режиссёра и продюсеров создание молодёжных комедий – чистая коммерция, и пока покупается, они будут это продавать. Освоить подобные низкопробные жанры проще, чем, скажем, жанр фантастики или фильма-катастрофы, ведь на их создание не нужно тратить сил – здесь всё стандартно. Спишем это на относительную бедность нашего кино и на болезни роста.

Елена Вешкина

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В Институте востоковедения РАН прошла XV Международная конференция «Диаспоры Востока и России: прошлое и настоящее». В ней приняли участие более 30 учёных из 11 городов России, зарубежные гости из Казахстана, Израиля, Пакистана, Турции и Узбекистана.
На недавно состоявшемся в Пекинском университете иностранных языков (ПУИЯ) 7-м Вечере поэтической декламации «Я помню чудное мгновенье» и 2-м Конкурсе чтецов русской классической поэзии среди студентов пекинских университетов участники мероприятия эмоционально исполнили классические русские стихотворения, вызвав бурные аплодисменты.
Жарить шашлык нужно на тлеющих углях. Это правило известно многим. А вот как правильно поставить ударение в различных формах слова «уголь», знают далеко не все. Поищем ответы в авторитетных справочниках.
Один из северных старинных городов России был основан в 903 году, в то время как более 2000  лет назад на этих землях уже находились поселения. Долгие годы Псков и его старший брат Великий Новгород стояли на страже северо-западных границ Руси, отражая нападения немецких крестоносцев. Но не только своей богатой историей  интересен Псков сегодня. А вот чем же ещё, попробуем разобраться.
Сону Саини – индийский славист, переводчик и преподаватель русского языка. «Люблю экспериментировать с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного с помощью новейших технологий», – говорит он о себе. Г-н Саини ответил на вопросы «Русского мира» о переводах русской литературы на хинди и другие языки страны, а также о положении дел с преподаванием русского языка в Индии.
В Российском совете по международным делам готовится к выходу обновлённый учебник по публичной дипломатии, в котором появилась новая глава о соотечественниках. Автор учебника Наталья Бурлинова считает, что соотечественники за последние годы стали очень активными субъектами международных отношений России с другими странами.
В Париже впервые прошёл показ фильмов-лауреатов Международного кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова, организованный при поддержке фонда «Русский мир». Президент Фонда Вячеслава Тихонова кинопродюсер Анна Тихонова рассказала, как, несмотря на все препятствия, удалось провести фестиваль и показать лучшие современные российские фильмы.
Эстонское государство постепенно изгоняет русский язык из школ и детсадов. Согласно плану, утвержденному в 2022 году, перевод всех учебных заведений нацменьшинств (а в них учатся дети почти 30 % населения) на государственный язык должен завершиться к 2029-му.
Цветаева