EN
 / Главная / Публикации / Советская женщина в Париже, русская зима в Швейцарии

Советская женщина в Париже, русская зима в Швейцарии

10.08.2012

Локарно, Пьяцца-Гранде

На одном из старейших кинофестивалей Европы – в Локарно – российских картин в основном конкурсе нет. Но есть ленты в малых жанрах, снятые на русском языке или на сюжеты, близкие нам. Это фильм эстонца Илмара Раага «Леди в Париже» с Жанной Моро, киноальманах «Зима, уходи!» учеников Марины Разбежкиной и 66-минутный фильм «Трудно быть Богом» швейцарского документалиста Антуана Каттина, вот уже несколько лет работающего в Петербурге вместе с Павлом Костомаровым.

В Локарно, расположенном в итальянской части Швейцарии, в эти дни проходит один из старейших международных фестивалей Европы. В табели о рангах он занимает вторую позицию после тройки фестивальных первачей – Канн, Венеции и Берлина. В этом году он юбилейный, 65-й по счёту. Главная особенность и гордость фестиваля – показы под открытым небом на главной площади города Пьяцца-Гранде, вмещающей около восьми тысяч зрителей. Даже в самые первые дни, когда дождь шёл стеной, публики набиралось порядка двух-трёх тысяч. Зрители в ночи мокли под зонтами, но мужественно смотрели кино. В сухие дни публика располагается не только в креслах, но и прямо на булыжной мостовой.

В фестивальной заставке, предшествующей каждому показу, помимо леопарда – символа фестиваля, – неторопливо шествующего по экрану, даётся нарезка фильмов выдающихся режиссёров мира. Россия представлена там именами Андрея Тарковского и Александра Сокурова, который когда-то получал в Локарно награду за вклад в киноискусство. В этом году чествовали и награждали режиссёра Лео Каракса, актёров Алена Делона, Шарлотту Рэмплинг, Гарри Белафонте, мексиканскую звезду Гаэля Гарсия Берналя, может быть, слишком молодого для такого рода награды, предполагающей выдающиеся достижения и блистательную карьеру в кино. На церемонии вручения статуэтки «Золотого леопарда» сам он был спокоен, зато вышедший с ним на сцену младший брат едва не плакал от волнения и нахлынувших чувств. Публика встречает всех на ура, а лауреаты наверняка никогда не забудут площадь в Локарно, переполненную зрителями, дома вокруг, на которые проецируются кадры из фильмов с их участием. Зрители после каждого показа заполняют анкеты, тем самым давая оценку фильму. Победитель по итогам голосования получит приз публики. А профессиональное жюри возглавил знаменитый тайский режиссёр Апичатпонг Вирасетакул.

Российских картин в основном конкурсе, как и в программе показов на Пьяцца-Гранде, нет. Зато представлен тут фильм эстонского режиссёра Илмара Раага «Леди в Париже» – так звучало название в англоязычном варианте. Но точнее это «Эстонка в Париже», можно даже смело сказать – советская женщина в Париже, поскольку героиня фильма родом из СССР. Теперь, чтобы выжить и обеспечить сносное существование своей пожилой и больной матери, она работает сиделкой у одной парижской дамы, роль которой блистательно сыграла Жанна Моро. Именно она украсила этот вполне предсказуемый, но симпатичный фильм и дала своего рода мастер-класс. Жаль только, что сама живая легенда не приехала в Локарно.

В одной из конкурсных программ показали и киноальманах «Зима, уходи!» учеников Марины Разбежкиной. Десять молодых режиссёров в течение месяца ходили по Москве с камерами в руках, снимали происходившее в день выборов Президента России, до и после этого, наблюдали за теми, кто выходил на улицы, принимал участие в протестном движении. Отснята тысяча часов экранного времени. Хронометраж смонтированного фильма составил 1 час 20 минут. Не всегда работа была спокойной, приходилось рисковать. Не обошлось и без панк-молебна Pussy Riot в храме Христа Спасителя, правда, это единственные кадры, снятые не собственноручно, а позаимствованные у других. Особенно удался сюжет с таинственным исчезновением председателя одной из избирательных комиссий подмосковного города Королёв. Забавный эпизод связан с представительницами одной из религиозных сект Нижегородской области, по рассказам которых начала мироточить икона, якобы имеющая отношение к Владимиру Путину. Перед глазами проходит галерея лиц, дан своего рода срез общества – Алексей Навальный, Борис Немцов, Михаил Прохоров среди коров, успешно работающий в кино композитор Маноцков, молодёжь на ходулях, православная общественность, женщины, предпочитающие митинги собственным мужьям. Самые известные ученики Марины Разбежкиной, принимавшие участие в проекте, – это Мадина Мустафина, лауреатка последнего московского фестиваля «Артдокфест», снявшая картину «Милана», а также успешно начавший актёрскую карьеру Дмитрий Кубасов, увлёкшийся режиссурой. Молодым режиссёрам удалось зафиксировать бесценную «натуру», быстро уходящее течение жизни и, пожалуй, не хватило более определённого авторского отношения к показанным событиям. Но, по всей видимости, это и не входило в задачи авторов самобытного и смелого проекта. Альманах «Зима, уходи!» показали ещё и на дополнительном сеансе, поскольку трёх показов для публики оказалось явно мало, так что не все желающие смогли на них попасть.

Премьера 66-минутного фильма «Трудно быть богом» Антуана Каттина и Павла Костомарова состоялась в июле на фестивале в Карловых Варах. В Локарно его тоже показали, видимо, в первую очередь потому, что произведён он в Швейцарии и на её средства, хотя снят на русском языке. Швейцарский документалист Антуан Каттин вот уже несколько лет живёт в Санкт-Петербурге, где, как скажет герой его фильма Алексей Герман, купил квартиру. В России он женился и воспитывает ребёнка. Его уже называют у нас Антоном. Он постоянно работает с нашим режиссёром и оператором Павлом Костомаровым. Их новый совместный фильм рассказывает о прямо-таки мучительной работе Алексея Германа над фильмом «Трудно быть богом». Швейцарская публика, очень терпеливая и интересующаяся самыми маргинальными и, казалось бы, малопонятными картинами, с трудом воспринимала, что же всё-таки происходит в этой странной съёмочной группе, в течение семи лет работающей над многострадальным фильмом. Подобное в Европе вряд ли возможно. Но умом Россию не понять. Члены съёмочной группы постоянно ругаются, в том числе и матом, истязают друг друга. Крохотный проход несчастного ослика с человеком на хребте способен перессорить всех и вся. Работа в кино кажется адом. Но люди почему-то не бегут куда глаза глядят, а продолжают свой скорбный труд. Леонид Ярмольник, снимающийся у Германа в главной роли, находится в состоянии нервного срыва и способен передать его кому угодно. Он, как и все, измучен затянувшимся проектом, которому не видно конца. Их ссоры с Германом производят сильное впечатление. Тот случай, когда жалко всех и неизвестно, кто виноват. Очевидно, российское разгильдяйство и постоянный бардак, царящий на съёмочной площадке. Хотя очевидцы утверждают, что группа Германа вымуштрована первоклассно. Кто-то раньше срока уходит из жизни, так и не дождавшись окончания работ. Каттин и Костомаров фиксировали процесс начиная с 2003 года. Для них он тоже стал испытанием.

11 августа фестиваль в Локарно подведёт итоги. В это же день состоится международная премьера 40-минутного документального фильма «Чудо Святого Антония» в рамках небольшой программы португальского кино. Снят он Сергеем Лозницей, ставшим гражданином мира. По меньшей мере три страны претендуют на то, что он их представитель: Беларусь, где Лозница родился; Украина, где жил и учился; Россия, где постигал азы режиссуры, работал документалистом в Санкт-Петербурге. Снимает он на русском языке. Сейчас Сергей Лозница живёт в Берлине и работает с немецкими продюсерами. Пока его игровой фильм «В тумане», поставленный по одноимённому произведению белорусского классика Василя Быкова, победно шествует по мировым фестивалям и собирает призы (последние награды – Гран-при на фестивалях в Одессе и Ереване), сам Лозница продолжает работать в документальном кино. На сей раз – в Португалии и на португальском языке.

Светлана Хохрякова

Также по теме

Новые публикации

В Институте востоковедения РАН прошла XV Международная конференция «Диаспоры Востока и России: прошлое и настоящее». В ней приняли участие более 30 учёных из 11 городов России, зарубежные гости из Казахстана, Израиля, Пакистана, Турции и Узбекистана.
На недавно состоявшемся в Пекинском университете иностранных языков (ПУИЯ) 7-м Вечере поэтической декламации «Я помню чудное мгновенье» и 2-м Конкурсе чтецов русской классической поэзии среди студентов пекинских университетов участники мероприятия эмоционально исполнили классические русские стихотворения, вызвав бурные аплодисменты.
Жарить шашлык нужно на тлеющих углях. Это правило известно многим. А вот как правильно поставить ударение в различных формах слова «уголь», знают далеко не все. Поищем ответы в авторитетных справочниках.
Один из северных старинных городов России был основан в 903 году, в то время как более 2000  лет назад на этих землях уже находились поселения. Долгие годы Псков и его старший брат Великий Новгород стояли на страже северо-западных границ Руси, отражая нападения немецких крестоносцев. Но не только своей богатой историей  интересен Псков сегодня. А вот чем же ещё, попробуем разобраться.
Сону Саини – индийский славист, переводчик и преподаватель русского языка. «Люблю экспериментировать с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного с помощью новейших технологий», – говорит он о себе. Г-н Саини ответил на вопросы «Русского мира» о переводах русской литературы на хинди и другие языки страны, а также о положении дел с преподаванием русского языка в Индии.
В Российском совете по международным делам готовится к выходу обновлённый учебник по публичной дипломатии, в котором появилась новая глава о соотечественниках. Автор учебника Наталья Бурлинова считает, что соотечественники за последние годы стали очень активными субъектами международных отношений России с другими странами.
В Париже впервые прошёл показ фильмов-лауреатов Международного кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова, организованный при поддержке фонда «Русский мир». Президент Фонда Вячеслава Тихонова кинопродюсер Анна Тихонова рассказала, как, несмотря на все препятствия, удалось провести фестиваль и показать лучшие современные российские фильмы.
Эстонское государство постепенно изгоняет русский язык из школ и детсадов. Согласно плану, утвержденному в 2022 году, перевод всех учебных заведений нацменьшинств (а в них учатся дети почти 30 % населения) на государственный язык должен завершиться к 2029-му.
Цветаева