EN
 / Главная / Публикации / Под грузом традиции

Под грузом традиции

17.04.2012

Программа XI Московского Пасхального фестиваля

Программа нынешнего Пасхального фестиваля производит двойственное впечатление. С одной стороны, вроде бы те же, что и всегда, логистические подвиги стахановской по духу региональной программы, и привычный масштаб хоровой афиши, и очевидная социальная значимость благотворительных спецпроектов. Между тем для столичной публики – а форум по-прежнему продолжает гордо называться московским – содержание трёх с половиной фестивальных недель сводится к факту исполнения двух масштабных циклов – всех симфоний и всех фортепианных концертов Сергея Прокофьева с довольно скудным дополнением из произведений других композиторов. В прошлые годы симфонические концертные события в московском блоке отходили на второй план, так что экспертам даже неловко было продолжать по инерции называть центральную программу «симфонической» – необходимость в кавычках диктовалась жанровым изобилием афиши. На этот же раз МПФ выглядит скорее фестивалем-резиденцией Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра.

Проблема тут главным образом в том, что с репертуарной точки зрения программа XI Пасхального является не слишком изобретательным дайджестом прошлых столичных выступлений мариинцев вообще и Валерия Гергиева в частности. Приглашённые солисты – Сергей Бабаян, Алексей Володин, Денис Мацуев, Александр Торадзе, Даниил Трифонов – хорошо известны московской публике. К приятным открытиям можно отнести лишь концерт Кристиана Блэкшоу, британского пианиста с репутацией интеллектуала. Ещё можно, конечно, попытаться найти определённое ритуальное удовольствие в очередном прослушивании не слишком-то меняющихся с годами трактовок Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, или «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза, или в сравнительном анализе интерпретаций обоих прокофьевских циклов. Но от любого музыкального фестиваля, а тем более от предприятия со столь почтенной историей, как МПФ, ждёшь всё-таки, в первую очередь, каких-то неожиданностей, сюрпризов или расширения привычных границ. Положа руку на сердце и замерев в благоговейном трепете перед одной из самых влиятельных культурных институций страны, нельзя не заметить, что ничего такого в этом году в афише Пасхального фестиваля нет.

Если всё же говорить о новшествах, то ключевой тенденцией нынешнего года следует считать окончательную секуляризацию симфонической программы: концерт-открытие обойдётся без «Светлого праздника» Римского-Корсакова, такого же символа и талисмана МПФ, как общедоступный концерт на Поклонной горе, а «Месса» Игоря Стравинского, которая в одиночку могла бы взвалить на себя всю духовную нагрузку форума, прозвучит не в Москве, а в Петербурге. В столичной афише за духовность отвечает исполнение Stabat Mater митрополита Илариона (Алфеева) – этим откровенно сомнительным в художественном плане мероприятием под управлением Валерия Гергиева в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя откроется хоровой блок фестиваля. Раньше традиции христианской духовности тщательно блюлись МПФ концертами старинной музыки с участием европейских звезд исторически информированного исполнительства вроде Виктории Мулловой или Филиппа Херревега, привычно становившихся кульминацией программы. Но в последние годы на этой компоненте был поставлен крест, что не могло не привести к значительному сужению фестивальной аудитории.

По-настоящему авантажно в афише МПФ-2012 смотрятся разве что два оперных мероприятия. Первое – концертное исполнение «Дон Кихота», раритетной партитуры Жюля Массне, которая будет спета в Москве теми же солистами, что и на недавнем бестселлере Mariinsky Label: итальянским патриархом Ферруччо Фурланетто в его коронной заглавной партии и обаятельными выпускниками мариинской Академии молодых певцов Андреем Серовым и Анной Кикнадзе (два года назад МПФ уже привозил это название с идентичным вокальным составом, но тогда за пультом стоял не маэстро Гергиев, а Туган Сохиев). Информационный повод номер два – ещё одно концертное исполнение, третий акт вагнеровской «Валькирии», опять-таки звучавший на одном из прошлых фестивалей – правда, на этот раз москвичей будут заманивать не Брином Терфелем в партии Вотана, а дуэтом давно не выступавшей в столице Нины Штемме и Евгения Никитина.

Дмитрий Ренанский

Источник: «Коммерсант»

 

Также по теме

Новые публикации

На недавно состоявшемся в Пекинском университете иностранных языков (ПУИЯ) 7-м Вечере поэтической декламации «Я помню чудное мгновенье» и 2-м Конкурсе чтецов русской классической поэзии среди студентов пекинских университетов участники мероприятия эмоционально исполнили классические русские стихотворения, вызвав бурные аплодисменты.
Жарить шашлык нужно на тлеющих углях. Это правило известно многим. А вот как правильно поставить ударение в различных формах слова «уголь», знают далеко не все. Поищем ответы в авторитетных справочниках.
Один из северных старинных городов России был основан в 903 году, в то время как более 2000  лет назад на этих землях уже находились поселения. Долгие годы Псков и его старший брат Великий Новгород стояли на страже северо-западных границ Руси, отражая нападения немецких крестоносцев. Но не только своей богатой историей  интересен Псков сегодня. А вот чем же ещё, попробуем разобраться.
Сону Саини – индийский славист, переводчик и преподаватель русского языка. «Люблю экспериментировать с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного с помощью новейших технологий», – говорит он о себе. Г-н Саини ответил на вопросы «Русского мира» о переводах русской литературы на хинди и другие языки страны, а также о положении дел с преподаванием русского языка в Индии.
В Российском совете по международным делам готовится к выходу обновлённый учебник по публичной дипломатии, в котором появилась новая глава о соотечественниках. Автор учебника Наталья Бурлинова считает, что соотечественники за последние годы стали очень активными субъектами международных отношений России с другими странами.
В Париже впервые прошёл показ фильмов-лауреатов Международного кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова, организованный при поддержке фонда «Русский мир». Президент Фонда Вячеслава Тихонова кинопродюсер Анна Тихонова рассказала, как, несмотря на все препятствия, удалось провести фестиваль и показать лучшие современные российские фильмы.
Эстонское государство постепенно изгоняет русский язык из школ и детсадов. Согласно плану, утвержденному в 2022 году, перевод всех учебных заведений нацменьшинств (а в них учатся дети почти 30 % населения) на государственный язык должен завершиться к 2029-му.
Участники просветительской акции «Тотальный диктант – 2024» отметили, что нынешний текст не был особенно сложным, однако и в нём нашлось немало позиций, в которых можно было допустить ошибки. Остановимся на самых распространённых.
Цветаева