EN
 / Главная / Публикации / Феномен русского паломничества

Феномен русского паломничества

18.03.2008

Житенёв С.Ю. История русского православного паломничества в X–XVII веках. М., «Индрик», 2007. – 480 с.

Православное паломничество лишь в самые последние годы становится полноценным объектом изучения и осмысления. Старая дореволюционная историография знала лишь отдельные описания святых мест. О паломничестве же как таковом, его истории, географии, агиографии, его месте  в церковной жизни и Предании - ничего.

 

Исполнением застарелого научного долга перед Церковью и православным народом стала фундаментальная книга генерального директора Паломнического центра Московского Патриархата С.Ю. Житенёва «История русского православного паломничества в X–XVII веках».

Возникновение и исторические особенности паломничества, показывает автор, определяются двумя факторами: с одной стороны, объективным, ни от кого не зависящим существованием самих святынь (мест, осенённых особым присутствием Бога на Земле, энергийным соединением Божией благодати и человеческой свободы) и, с другой стороны, встречным устремлением к святыне – по высокому примеру и образцу императорского паломничества (как позже на Руси «царского богомолья»). Неслучайно решающее значение в становлении традиции сыграла личность первой паломницы – императрицы Елены, чьё «путешествие можно и нужно рассматривать как первое организованное поклонение святым местам, связанным с жизнью, смертью и Воскресением Спасителя», и одновременно как «первую христианскую археологическую экспедицию, целью которой была «мемориализация» святых мест Палестины».

А как только воздвигаются первые храмы в Иерусалиме, Вифлееме, на Елеоне, – начинают складываться паломнические маршруты, возникает целая паломническая инфраструктура. «Для нужд странствующих богомольцев церковь благословила строительство вдоль основных паломнических путей храмов, монастырей, постоялых дворов, гостиниц, приютов, охраняемых колодцев и других источников воды». Развиваются ремёсла, «связанные с производством евлогий, которые служили не только в буквальном смысле слова благословением – с их помощью по всему миру распространялась иконография палестинских святынь».

Главной целью при посещении святых мест было «участие богомольцев в специально предусмотренных богослужениях, особенностью которых являлось то, что они проходили в тех же местах, где совершались события библейской истории, которым они были посвящены». И автор делает глубокий обоснованный вывод: «Святая Земля рассматривалась в паломнической традиции как один большой храм со множеством алтарей, у которых в соответствии с евангельской историей поочерёдно совершалось богослужение, и каждое такое место имело особенное литургическое значение».

С большим интересом читаются страницы, посвященные анализу терминологии паломничества, и прежде всего истории самого слова паломник, означающего не что иное, как «участник крестного хода с вайями (побегами пальм) в руках в праздник Входа Господня в Иерусалим». Кто не участвовал в этом крестном ходе, не принёс с собой в дом и храм знаменитую «ветку Палестины» – тот ещё не паломник в собственном смысле слова: так, разве что религиозный турист. Подробно разъяснив читателю значение терминов странник, поклонник, богомолец, пилигрим, автор подводит нас к выводу, что «странничество и паломничество в сознании русского народа были практически тождественны и воспринимались как высокий духовный подвиг и подвижничество».

Уникальной особенностью книги является впервые достигнутая в исторической литературе полнота охвата мира христианских святынь, всех стран и земель, которых коснулась стопа православного паломника. «Агиосфера» русского паломничества, т.е. совокупность описанных святых мест и реликвий, с соответствующими храмами, монастырями, богослужениями, паломническими тропами, обнимает всю средневековую ойкумену, а исторические рамки исследования включают, помимо древнехристианского пролога, 15 веков Православной Руси – от святой равноапостольной Ольги до конца XVII столетия.

При этом каждая эпоха вносила свои коррективы в географию и агиографию христианских святынь и паломнических маршрутов. Книга С.Ю. Житенёва становится в этом смысле своеобразной энциклопедией русского паломничества, вмещая реалии и их отражения в литературе, относящиеся к самым различным сферам духовности и культуры.

 

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
Цветаева