EN
 / Главная / Публикации / Латвийский правозащитник: Деление на граждан и неграждан является угрозой безопасности

Латвийский правозащитник: Деление на граждан и неграждан является угрозой безопасности

13.09.2012

В Латвии продолжается борьба за проведение референдума за отмену статуса неграждан – в основном это русскоязычные жители страны. В республике статуса полноправного гражданина лишены порядка 300 тысяч человек. В их паспортах написано alien (в переводе на русский дословно – «чужак»). Вопрос об ущемлении прав неграждан неоднократно поднимался в стране на протяжении последних 20 лет. Их, в частности, требовали допустить к участию в выборах, но до сих пор безуспешно. Партия «За права человека в единой Латвии» инициировала проведение референдума за отмену института безгражданства. Сейчас собрано более 12 тысяч подписей за проведение плебисцита. Если латвийский Центризбирком признает действительными не менее 10 тысяч из них, подписи начнут собирать по второму кругу, только займутся этим уже не активисты, а члены ЦИК. На втором этапе потребуется собрать подписи 150 тысяч избирателей с учётом собранного на первом этапе.

Есть ли препятствия и помехи на этапе сбора подписей? Почему референдум был инициирован именно сейчас? Как коренные латыши относятся к проведению референдума о негражданах Латвии? На эти и другие вопросы отвечает латвийский правозащитник, представитель организации «За родной язык» Илларион Гирс.

– Расскажите о ситуации с референдумом о негражданах Латвии на данный момент. В какой стадии находится проведение референдума?

– Система референдума в Латвии – трёхступенчатая. Первый этап – это минимум 10 тысяч нотариально заверенных подписей. Этот этап мы преодолели. На данный момент ЦИК проверяет достоверность этих подписей и должен принять решение о продвижении на второй этап, когда нужно будет набрать ещё примерно 140 тысяч, но это уже будет происходить за государственный счёт. По нашему мнению, ЦИК должен передать это на второй этап. Но они запросили экспертизу в Министерстве юстиции, руководимом ставленником националистической партии. Своими высказываниями он чётко показал, что никакой объективности в экспертизе со стороны руководимого им учреждения быть не может, и ЦИК говорит, что будет учитывать их мнение. Но мы надеемся, что ЦИК всё-таки будет действовать в соответствии с законом, а если нет, то придётся оспаривать негативное решение и, быть может, протестовать против него.

– Как родилась идея о проведении референдума по негражданам Латвии? Почему эта идея возникла именно сейчас, а не, скажем, пять лет назад?

– Я представляю организацию Par Dzimto Valodu («За родной язык»), которая была инициатором референдума о введении в Латвии двуязычия, за юридическое признание фактически существующего двуязычия. Что касается референдума по гражданству, то инициатором была другая организация, но мы поддержали эту инициативу: это правое дело, общее дело. Я думаю, что многие общественные организации, у которых раньше было разное видение ситуации, объединятся в ходе этого референдума.

– Как к этому референдуму относится коренное латышское население?

– Более позитивно, чем к предыдущему (референдум о придании русскому статуса второго государственного языка в Латвии состоялся 18 февраля 2012 года. – Прим. ред.). Естественно, власти тоже нагнетают панику. Пропаганда постоянно утверждает, что это угроза национальной безопасности, угроза латвийской государственности, что является полным нонсенсом. Они утверждают, что мы не можем дать гражданство всем, потому что это бы означало отказ от доктрины Латвии как государства – продолжателя той республики, которая существовала до 1940 года, но этот аргумент ничтожен, и Литва наглядно продемонстрировала это: там всем было предоставлено «нулевое» гражданство, как и было обещано. Русскоязычные жители в значительной своей части поддержали восстановление независимости Латвии, отсоединение от СССР, потом пожалели. Тем не менее они голосовали за независимость этой республики, и их «кинули», как бы грубо это ни звучало.

– Каково отношение у властей Латвии к готовящемуся референдуму? Создают ли они какие-то препоны или, наоборот, кто-то из них благоприятствует проведению референдума?

– Абсолютно никто не благоприятствует. Как я уже сказал, ЦИК под политическим давлением подверг переданный им законопроект юридической экспертизе, что, по моему мнению, не входит в их компетенцию. Этого никогда не делалось прежде, но в данном случае они выслушивают мнение экспертов и дальше будут принимать решение. Какое – пока не понятно, но на ЦИК оказывается, по моему мнению, беспрецедентное давление в истории Латвии.

– Не создают ли чиновники препятствий в отношении сборщиков подписей?

– Это было, но мы его преодолели. Министр юстиции, который является надзорной инстанцией для нотариусов, сделал заявление о том, что это – незаконная инициатива, а нотариусы не имеют права участвовать в заверении подписей под этой законодательной инициативой. Понятие «законной» и «незаконной» законодательной инициативы, по-моему, вообще нет. В современном мире единственное и неизменяемое правовое положение: власть принадлежит народу, а в какой форме это осуществляется – это уже выбор народа. Если более 10 тысяч подписались и заверили свои подписи у нотариуса за какую-то важную инициативу – это уже означает, что это важный вопрос для того, чтобы обсудить его на государственном уровне. То есть давление на нотариусов было. Некоторые ему поддались, но некоторые выполнили свой служебный долг, и в любом случае мы это преодолели. На втором этапе сбор подписей будет проходить по всей стране, за государственный счёт, и, я думаю, препятствий будет уже меньше. По крайней мере, там можно будет задействовать уголовную статью по препятствованию волеизъявлению народа.

– Премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис полагает, что цель инициаторов референдума о негражданах – раскол общества. Можете прокомментировать это заявление?

– Бред. Никак иначе. О каком расколе он говорит? Раскол произошёл в 1991 году, когда они разделили людей на граждан и неграждан. Потом они начали делить граждан на лояльных и нелояльных. Латвийское общество не было единым с момента распада Советского Союза. Наша инициатива направлена на восстановление единства, на сплочение общества. Если мы устраним барьер «гражданин – негражданин» между людьми, которые одинаково привязаны к Латвии, в большинстве своём родились на территории Латвии и не имеют привязки к другой стране. Мы пытаемся преодолеть эту разрозненность. Поэтому министр выдаёт желаемое за действительное. Вопрос в том, почему бы он хотел, чтобы наша инициатива подходила под его описание. Наверное, это вопрос борьбы за власть.

<…>

У нас во власти нет конкуренции и идеи относительно путей развития государства, нет даже дебатов о том, какую социоэкономическую модель выбрать для развития государства. И это невозможно до тех пор, пока есть общий легкореализуемый разделяющий фактор «свои – чужие», «граждане – неграждане», «латыши – нелатыши», и всё, что идёт со стороны русских, сразу клеймится как «чужое», «враждебное», хотя это деструктивный подход, и именно в этом подходе и заключается угроза латвийской государственности. У нас есть клеймо «официальная Латвия страдает русофобией», но тут я неоднократно обращал внимание: Латвия вступила в НАТО и говорит: «это наша защита от России». Мы живём в то время, в котором Латвия не представляет никакого серьёзного интереса для России, и даже если предположить, что этот интерес появился, то встал бы вопрос: «Зачем?».

<…>

Как раз деление на граждан и неграждан является угрозой безопасности Латвии. Сейчас у референдума есть отличная возможность это преодолеть. Я не говорю, что все латыши, но именно через правящую элиту они реализовали свою власть и разделили ответственность за несправедливое отношение к русским. Для латышей на этом референдуме есть прекрасная возможность, скажем так, красиво извиниться и сказать: «Да, что было, то было, но мы преодолели эти детские болезни, и всё-таки мы один дружный народ; да, у нас разные национальности, но мы – многонациональный народ Латвии, и давайте с этим согласимся». У них будет возможность сделать это на референдуме. Если они этого не сделают – мне их откровенно жаль: дальше им будет сложнее.

– Есть ли официальные данные по негражданам? Сколько их в Латвии? Это только русские, или есть также и другие национальности?

– Это преимущественно русские. Есть очень небольшое количество латышей, которые на момент распада СССР жили в других странах и по каким-то причинам не смогли достать документы из архивов, подтверждающие, что у них была привязка к Латвии до 1940 года. Но преимущественно неграждане – это русские, или русскоязычное население. Также есть белорусы, украинцы, часть евреев, поляки. Мне кажется, национальность человека определяется его языком мышления. Я против того, чтобы делиться на какие-то этногруппы.

Источник: Gorod.lv

Также по теме

Новые публикации

На недавно состоявшемся в Пекинском университете иностранных языков (ПУИЯ) 7-м Вечере поэтической декламации «Я помню чудное мгновенье» и 2-м Конкурсе чтецов русской классической поэзии среди студентов пекинских университетов участники мероприятия эмоционально исполнили классические русские стихотворения, вызвав бурные аплодисменты.
Жарить шашлык нужно на тлеющих углях. Это правило известно многим. А вот как правильно поставить ударение в различных формах слова «уголь», знают далеко не все. Поищем ответы в авторитетных справочниках.
Один из северных старинных городов России был основан в 903 году, в то время как более 2000  лет назад на этих землях уже находились поселения. Долгие годы Псков и его старший брат Великий Новгород стояли на страже северо-западных границ Руси, отражая нападения немецких крестоносцев. Но не только своей богатой историей  интересен Псков сегодня. А вот чем же ещё, попробуем разобраться.
Сону Саини – индийский славист, переводчик и преподаватель русского языка. «Люблю экспериментировать с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного с помощью новейших технологий», – говорит он о себе. Г-н Саини ответил на вопросы «Русского мира» о переводах русской литературы на хинди и другие языки страны, а также о положении дел с преподаванием русского языка в Индии.
В Российском совете по международным делам готовится к выходу обновлённый учебник по публичной дипломатии, в котором появилась новая глава о соотечественниках. Автор учебника Наталья Бурлинова считает, что соотечественники за последние годы стали очень активными субъектами международных отношений России с другими странами.
В Париже впервые прошёл показ фильмов-лауреатов Международного кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова, организованный при поддержке фонда «Русский мир». Президент Фонда Вячеслава Тихонова кинопродюсер Анна Тихонова рассказала, как, несмотря на все препятствия, удалось провести фестиваль и показать лучшие современные российские фильмы.
Эстонское государство постепенно изгоняет русский язык из школ и детсадов. Согласно плану, утвержденному в 2022 году, перевод всех учебных заведений нацменьшинств (а в них учатся дети почти 30 % населения) на государственный язык должен завершиться к 2029-му.
Участники просветительской акции «Тотальный диктант – 2024» отметили, что нынешний текст не был особенно сложным, однако и в нём нашлось немало позиций, в которых можно было допустить ошибки. Остановимся на самых распространённых.
Цветаева