EN
 / Главная / Публикации / Виктор Болотов: Когда ЕГЭ станет независимым

Виктор Болотов: Когда ЕГЭ станет независимым

27.07.2011

Комиссия по совершенствованию ЕГЭ при Президенте РФ рассматривает возможность проведения с 2012 года экзамена специальными агентствами. О том, как и зачем будет меняться система Единого госэкзамена, в интервью порталу «Русский мир» рассказывает вице-президент Российской академии образования (РАО) Виктор Болотов.

– Виктор Александрович, громкие скандалы 2011 года, когда страна заговорила не только о всероссийском масштабе списывания на ЕГЭ, но и о сдаче экзамена студентами вместо школьников, эти скандалы изменят систему единого госэкзамена в следующему году? 

– Модернизация системы ЕГЭ – это процесс не на год, на всю оставшуюся жизнь. Каждый год будет что-то улучшаться, что-то добавляться, изменяться. Если внимательно посмотреть содержание экзаменационных материалов, процедуры принятия экзаменов, то можно увидеть, что каждый год появляются те или иные новшества в режиме. Другое дело, в течение этого года можно спорить, но ничего менять нельзя.

– В чём предстоят главные новшества? Правда, что это связано с разделением экзамена по математике на базовый и профильный?

– Да, нужно вводить два уровня сдачи экзаменов по математике. У человека должен быть выбор, в каком виде сдавать обязательный для всех школьников экзамен по математике. Либо по гуманитарному профилю на базовом уровне, либо на профильном уровне. Ведь тем, кто намерен поступать в гуманитарные вузы или специальности, связанные со спортом, искусством, сдавать математику на профильном уровне (а нынешний экзамен – для профильного уровня) – незачем. Поэтому моя позиция в том, что у тех, кто выбрал базовый уровень, надо проверять функциональную грамотность по математике. А те, кто намерен поступать в инженерно-технические вузы, на естественнонаучные специальности, должны сдавать профильный экзамен по математике. 

– А ЕГЭ по русскому языку будет меняться?

– По русскому языку тоже надо вводить два уровня ЕГЭ – русский как государственный язык и как язык, который потребуется для обучения на гуманитарных, прежде всего, филологических специальностях в высших учебных заведениях. Анализ показывает, что дети, которые дома разговаривают на родном нерусском языке, имеют большие сложности со сдачей ЕГЭ по этому предмету. Однако русский язык как государственный должны сдать все жители страны, поскольку это язык межнационального общения. Многие инженерные вузы ещё в советские времена русский язык принимали в зачётной форме – «сдал/не сдал». Если человек выбирает инженерную специальность и владеет русским языком на уровне функциональной грамотности, то знать тонкости филологии ему нет необходимости. В РАО и Минобрнауки сегодня обсуждается предложение выставлять отметки в аттестате по непрофильным экзаменам на базовом уровне – «зачёт/незачёт». Ведь государственный язык либо знаешь, либо нет. А оценки – это уже вопрос того, на каком уровне экзаменуемый знает тонкости русского языка как науки. Думаю, для гуманитариев по математике тоже со временем возможно введение системы  оценок – «зачёт/незачёт».

– Правда, что Комиссия по совершенствованию ЕГЭ при Президенте РФ рассматривает возможность того, что проведением экзамена могут заняться специальные независимые агентства?

– Такая возможность рассматривается.

– На ваш взгляд, как себя в этом году на ЕГЭ показал Институт общественных наблюдателей? 

– Он введён для повышения объективности проведения экзаменов. Как показала практика, все или почти все нарушения на ЕГЭ – это сговор внутри школы. С ним надо бороться, используя институты гражданского общества, коим и должен стать Институт общественных наблюдателей. Всё же помощь правоохранительных органов – это крайний случай. Внимание к укреплению Института общественных наблюдателей, которые бы не зависели ни от учителей, ни от родителей, будет усиливаться.

– А содержательные перемены в тестах?

– Разумеется. В экзаменационных материалах уже вводятся новые стандарты, ориентированные как на тестирование, так и на компетентностный подход, побуждающий ученика думать и сопоставлять.  

– Вы считаете, что ЕГЭ как вид экзамена в принципе оправдывает себя?

– Один из губернаторов как-то заметил, что «ЕГЭ – это как сдать экзамен в ГАИ». Мол, кружочки поставил и получил 100 баллов. Такая оценка говорит о том, что человек не читал экзаменационных материалов. Всем, кто задаёт этот вопрос, я предлагаю поднять  демо-версии материалов 2011 года. Порешайте задания сами. Увидите, что да, есть вопросы с выбором ответа, но они далеко не тривиальны, то есть в «угадайку» не сыграешь. Есть части, которые требуют умений по связному изложению мыслей и с обоснованием доводов. На «тройку» можно сделать, не выполняя эту часть задания. Но  при чём здесь ЕГЭ? Не вопросы с выбором ответов породили эту проблему. Посмотрите чаты в Интернете. Там, что, дети связно излагают свои мысли и обосновывают суждения? Посмотрите молодёжную субкультуру. Не ЕГЭ породил «клиповое» мышление  школьников. Это проблема гораздо более серьёзная. Что касается «натаскивания», то да – на «тройку» «натаскать», наверное, можно. А вот высокий балл без реального знания предмета получить – нет.

– Как полагаете, должна ли модернизация ЕГЭ сподвигнуть введение ЕГЭ по единым образовательным стандартам, я имею в виду программы и учебники?

– Дискуссия по этому поводу не прекращается. Есть сторонники точки зрения, что нужен  один учебник и одна программа. Есть сторонники другой точки зрения: каждый учитель и школа могут сами выбирать себе учебник и программу. Истина, как всегда, посередине. Разнообразие учебников и программ – данность, особенно с учётом введения профильного обучения в старшей школе. Но вопрос о той вакханалии, которая творится с появлением новых учебников, которые не известно чем лучше, а чаще хуже существующих, абсолютно правильный. Министерство наводит порядок в стремлении зарабатывать на школьных учебниках.

– Вопрос, который дебатируется всюду: есть возможность отмены ЕГЭ?

– Будут ли называться независимые экзамены ЕГЭ или как-то иначе, саму идею независимых от школы и вуза экзаменов, с моей точки зрения, уже не отменить. Это данность новой эпохи. Очевидно, если школьный учитель или преподаватель вуза будут сами себе ставить оценку, то результат всегда будет хороший. А оценка должна быть независимой. А вот какой и в какой степени – предмет совершенствования ЕГЭ.

Беседовал Антон Самарин

 

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева