Кто отвечает за детей?
Завершил работу Архиерейский собор Русской православной церкви, проходивший в московском храме Христа Спасителя со 2 по 5 февраля. Важное ежегодное событие, на котором принимаются определяющие для жизни Церкви решения, не исключением стал и нынешний год.
Не считая решений, скорее, внутреннего характера, определена процедура избрания Патриарха на Поместном соборе, уточнены полномочия Поместного и Архиерейского соборов и т.д. Собор обратился и к волнующим всё общество вопросам. В этом, прежде всего, его значение, ведь Церковь в современном российском обществе – одна из серьёзных и, что важно, креативных сил. Сложно с этим не согласиться, как бы кто ни относился к РПЦ.
Среди таких вопросов, пожалуй, наиболее важным стоит считать заявление отцов Собора о необходимости укрепления семьи и защите её от внешнего вмешательства. Речь, по сути, о границах права государства на то, чтобы отнять ребёнка у родителей в случае, если условия жизни в семье кажутся чиновникам неподходящими. «Постоянной заботой Церкви остаётся попечение об укреплении семьи, о защите от недолжного вмешательства в её жизнь, о поддержании крепких связей между детьми и родителями, о безопасности детей, в том числе перед лицом насилия, жестокости, разврата. В связи с этим кругом вопросов Архиерейский собор вынес суждение о проводимой ныне во многих странах реформе семейного права и о проблемах ювенальной юстиции», – говорится в послании Архиерейского собора.
«Позиция Русской православной церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции» – так называется документ, принятый соборными отцами. Не отказываясь от сотрудничества с государством («Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья – важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства»), Церковь в то же время решила свидетельствовать о своём отношении к семейным ценностям. А оно явно не соответствует тому представлению, которое, скажем так, сейчас находится в мировом тренде. Оно патриархально и консервативно. И в данном случае это не недостаток.
Собор вряд ли случайно обратился к этой теме именно сейчас. Статьи о судьбе брошенных детей в последнее время не покидают первых полос, а при патриархе Кирилле Русская церковь старается оперативно отвечать на все общественные вызовы.
Церковь воспринимает семью как «богоустановленную ценность» с определённой иерархией отношений: «Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» (Сир. 3:2); «Дети, будьте послушны родителям вашим во всём, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:20-21). Все эти цитаты приводятся здесь не случайно – они содержатся в «Позиции….», и именно на них основывает Русское православная церковь своё отношение к этому вопросу.
Полагая, что лишение родительских прав возможно, но только как крайняя мера, Церковь в то же время утверждает, что «государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребёнка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения».
Церковь настаивает на приоритете помощи проблемным семьям и поддержании крепких связей родителей и детей. Отцы Собора считают искусственной современную практику, распространённую во многих странах (пока России это коснулось в меньшей степени) противопоставления правам родителей прав ребёнка, которым отдаётся приоритет. «Нельзя расширять права детей за счёт сужения прав их родителей, а также искусственно противопоставлять права одних правам других. Наряду с правами детей должно быть признано наличие их обязанностей, в том числе в отношении родителей и семьи», – считают отцы Собора.
Сложно не согласиться и с таким наблюдением, содержащимся в документе: «Важно учитывать сложную по своему существу организацию семейной жизни, где тесно переплетаются социальные, психологические, бытовые, физиологические, финансовые, культурные и другие факторы. Вмешательство чиновников в эту деликатную область может повлечь за собой трагические ошибки, перегибы, злоупотребления, жертвами которых станут, в первую очередь, сами дети».
Наконец, совершенно неприемлемой Собор считает существующую практику изъятия ребёнка из семьи под предлогом «недостаточного уровня материального благосостояния», поскольку, как правило, такое решение базируется «на расплывчатых или необъективных критериях». Отсутствие у родителей достаточных материальных средств должно быть основанием для оказания семье финансовой поддержки, считают в Русской православной церкви.
Вряд ли кого-то этот документ оставит равнодушным. Церковь высказалась определённо по одному из самых острых – и неоднозначных – социальных вопросов. В конце концов, у многих из нас есть дети, а сколько в России малообеспеченных семей!
Надо добавить, необеспеченных по разным причинам. Кто-то в маленьком депрессивном городке не может вылезти из нужды, потому что действительно нет работы, кто-то тратит последнее на водку. И всё же даже взятые из, казалось бы, совершенно неблагополучных семей, помещённые в приют дети тоскуют и мечтают вернуться. А родители, лишённые своих чад, зачастую пытаются исправиться и воссоединиться с детьми. В этом мало рационального, но это та правда, которую не может учесть ни один закон или подзаконный акт с их холодной логикой. И вот именно к этой правде и взывает Церковь. Она взывает к снисходительности. Это тот пафос, который всегда уместен.
В документе, принятом Архиерейским собором, много общих мест, из-за них церковная позиция может кому-то показаться слабой. Но, в конце концов, это прежде всего призыв, напрямую обращённый к государственной власти. А это уже немало. В документе есть и конкретные рекомендации, как улучшить ситуацию: отказаться от правоприменительной практики изолирования совершивших преступление несовершеннолетних от общества: разработать программы их ресоциализации; ввести гражданский контроль над органами опеки, ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, более чёткие нормы, позволяющие чиновникам принимать такие решения. К этим рекомендациям стоило бы прислушаться.
В конечном счёте, Русская православная церковь призывает к широкому общественному обсуждению любых законопроектов и административных мер в сфере семейных отношений. Вряд ли успешное решение этих проблем возможно без такого диалога.
Александр Рязанцев