EN
 / Главная / Публикации / День единства или разделения?

День единства или разделения?

02.11.2012

Стал ли День народного единства действительно общенародным праздником и что нужно сделать, чтобы он не превратился в очередной день русского раскола?

Не везёт у нас ноябрьским праздникам. В СССР они были подневольными. Считалось верхом «диссидентства» студенту или рабочему удрать с обязательной для всех демонстрации 7 ноября. 4 ноября в людском сознании тоже остаётся таким же «ещё одним нерабочим днём», от греха подальше перенесённым на другую дату. Разница только в том, что нет принудительной демонстрации. Наоборот. Теперь шествия и демонстрации на 4 ноября или запрещают, или просят запретить, но идут на них исключительно по собственной инициативе.

Уж так в новом веке – сначала по инерции, а теперь, вероятно, по новой традиции – сложилось, что 7 ноября на демонстрацию памяти большевистской революции выходят коммунисты, а чуть раньше – 4 ноября – националисты. Всё началось с 2005 года, когда и было введено 4 ноября – День народного единства. Но люди к нему тогда только присматривались. А «Русский марш» националистов никто не воспринимал всерьёз: он первые годы оставался незамеченным, поскольку был малочисленным и проходил на окраинах Москвы. В прошлом году в нём приняли участие около семи тысяч человек. В 2012 году ожидается примерно 8-10 тысяч участников, что его организаторам дало основание просить разрешение у мэрии на шествие в центре столицы – на Якиманской и Крымской набережных. Такое разрешение получено. Кстати, среди прочих в «Русском марше» националистов намерен принять участие светило либеральной демократии и несистемный оппозиционер Алексей Навальный.   

Вот такая метаморфоза. Как с праздником революции и Днём народного единства, так и с принципиальностью радикального демократа. И хотя сначала сенатор Руслан Гаттаров, а потом глава Федерации мигрантов России Мухаммад Амин Маджумдер, вместе с Советом  многодетных матерей и Советом ветеранов Великой Отечественной войны, просили отменить акцию или перенести её на другой день, им отказали. Такова природа демократии: марш согласован, его организаторы дали подписку об ответственности за нарушение закона. При этом они его нарушают каждое шествие. Так, ветераны войны не понимают и возмущены тем, почему страна, которая не покорились фашистам, с покорностью наблюдает разгул запрещённой законом фашистской символики на «Русских маршах». Мигранты, ставшие заметной частью трудовых ресурсов столицы, просят власти определиться: или не оскорблять их расистскими лозунгами на маршах националистов, или отказаться от использования труда гастрабайтеров. Кстати, на чём и настаивают националисты. 

Вот такой приправленный острой политикой получается праздник несовместимых интересов. Хотя введение Дня народного единства в 2005 году изначально было попыткой отказаться от 7 ноября, раскалывавшего российское общество. Ведь, по замыслу, День народного единства вполне объединяет – 4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город и освободили Москву от польских интервентов, положив конец Великой смуте. До 1917 года в России это был государственный праздник, учреждённый в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. По этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери, с которой ополченцы ехали от Нижнего Новгорода до Москвы и считали её спасительницей России, тоже стал государственным. Но с приходом советской власти эта вековая традиция прервалась, а в демократической России так и не стала частью исторической памяти и самосознания народа.

О том, почему День народного единства так и не стал общенародным праздником, достаточно красноречиво свидетельствуют социологические опросы. Так, в 2005 году, по данным ВЦИОМ, 33% опрошенных считали, что 4 ноября – это День согласия и примирения, 8% – День народного единства, а 5% – День освобождения от польско-литовских интервентов. При этом 63% отрицательно отнеслись к отмене 7 ноября. Опрос 2011 года мало что изменил: 31% респондентов затруднился с ответом, 45% ответили, что будут отмечать День народного единства, 6% сказали, что 4 ноября – «это день Казанской иконы Божией Матери» и 10,3% по-прежнему уверены, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции.

Можно, конечно же, успокаивать себя тем, что вместо 63% в 2005 году, возмущённых отменой праздника 7 ноября, в 2012 году его будут отмечать не более 10%. Но в целом итоги опросов – немой укор и «последнее китайское предупреждение» тем, кто расслабился с популяризацией праздника. И забыл о необходимости сшивания швов российского общества, раскол в котором не преодолён. По факту день трагического разделения России – 7 ноября – так и не стал Днём национального примирения и согласия, как его отмечали с середины 90-х годов. А 4 ноября, как показывает очередной «Русский марш», всё дальше от Дня народного единства. Ещё потому, что 4 ноября 1612 года так и остаётся далёкой и оторванной от реальной истории датой. Во всяком случае, в сознании российского общества. Между тем «инициатива снизу» – Федерации мигрантов России – достойна изучения и популяризации: в народном ополчении 1612 года, помимо русских, принимали участие разные народы – татары, украинцы, мордва, финны, чуваши и даже литовцы и немцы. А вот как интернационализировать праздник и  наполнить его живой историей – забота организаторов праздника 4 ноября. Пока их фантазии хватает только на пафосные демонстрации в стиле позднего СССР в Нижнем Новгороде, где формировалось народное ополчение 1612 года, и на возложение цветов к памятнику Минину и Пожарскому в Москве. Кстати, всё – за счёт бюджета.

Но это всё конфетно-цветочная оболочка, а вот дух День народного единства так и не обрёл. Опасность сегодняшнего дня, пожалуй, в том, что новым – ядовитым духом – 4 ноября наполняют националисты. Нащупав болевой нерв – идущее имущественное расслоение общества, леворадикальные политические течения на «Русском марше» предлагают отмечать не День народного единства, который задуман в том числе и ради примирения бедных и богатых, а «День угнетённых». «Нет единству с буржуями» – этот лозунг революционных социалистов теперь поддерживают и оппозиционные либерал-демократы. И если вместо обещанного роста уровня жизни социальное расслоение продолжится, этот лозунг из разряда маргинальных имеет все шансы стать трендом.

Владимир Емельяненко

Также по теме

Новые публикации

Эстонское государство постепенно изгоняет русский язык из школ и детсадов. Согласно плану, утвержденному в 2022 году, перевод всех учебных заведений нацменьшинств (а в них учатся дети почти 30 % населения) на государственный язык должен завершиться к 2029-му.
Участники просветительской акции «Тотальный диктант – 2024» отметили, что нынешний текст не был особенно сложным, однако и в нём нашлось немало позиций, в которых можно было допустить ошибки. Остановимся на самых распространённых.
На Занзибаре прошла презентация изданий русской классики в переводе на суахили. Переводчики Рифат и Мария Патеевы  рассказали «Русскому миру», почему и пушкинские сказки, и даже гоголевская «Шинель» хорошо принимаются танзанийцами. А ещё объяснили, что даже простой торговец рыбой знает: Путин – президент России.
С именем Мелитона Кантарии навсегда связан День Победы советского народа над фашизмом. Вместе с Михаилом Егоровым и Алексеем Берестом 1 мая 1945 года он установил Знамя Победы над куполом Рейхстага в Берлине. На фронт были призваны более 700 тысяч грузин, около 300 тысяч из них отдали жизнь за победу над гитлеровской Германией. Сегодня в Грузии проживают 66 ветеранов Великой Отечественной войны.
В эти торжественные и ответственные минуты вступления в должность Президента хочу сердечно поблагодарить граждан России во всех регионах нашей страны, жителей наших исторических земель, отстоявших право быть вместе с Родиной.
25 – 26 апреля 2024 г. в Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева прошла международная конференция филологов, посвящённая 75-летию со дня рождения почётного профессора БГУ, руководителя Русского центра С. А.  Елебесовой.
Цветаева