EN
 / Главная / Публикации / Новая ценность учителя

Новая ценность учителя

04.10.2012

Когда-то в моей школе День учителя отмечали с размахом. Счастливые школьники вместо педагогов вели все уроки в этот день. Детская очередь на преподавание годами была сумасшедшей. Многие хотели на себя примерить преподавательскую, лекторскую или детсадовскую работу. Сегодня поздравление педагогов в моей школе ограничивается вручением цветов на утренней линейке. С проведением уроков, тем более у малышей, никто не хочет «парится». Зачем? Поступать в педагогический институт сегодня не просто не престижно. Его абитуриенты, как правило, «держат в резерве». Идут туда только если в другие вузы не доберут баллов по ЕГЭ. Но после окончания пединститута, по данным ВЦИОМ, лишь 37% выпускников приходят работать в школу. Через пять лет из них остаются не более 30%.

Массовый исход педагогов из школ – явление не только российское, мировое. Просто в России потребность в них снижается из-за «демографической ямы», а в мире, как, впрочем, и в России, постепенно сокращаются выделяемые на образование бюджеты, молодёжь поэтому идёт в учителя в последнюю очередь, а проверенные педагогические кадры постепенно уходят на пенсию. Кстати, учитель – одна из самых возрастных профессий в мире. Её средний возраст – 41 год. При этом до 75% учителей России, Индии, Китая и ещё 62 стран мира продолжают учить после наступления пенсионного возраста в среднем более 8 лет (в Индии – более 12 лет). Не потому, что они хотят учить, а потому, чтобы не стать нищими.

А учителей всё равно не хватает. По прогнозам ООН, к 2015 году во всём мире потребуется 35 миллионов новых учителей только для начальных школ, хотя их сегодня насчитывается почти 40 млн. Невесёлая картина и с педагогами для средней школы. Их в 2015 году в мире будет недоставать примерно до 20 миллионов.

Человечество встало перед новым тревожным вызовом. С одной стороны, мир, благодаря высоким технологиям, превращается в глобальную деревню, с другой – разрывы в образе жизни обитателей этой глобальной деревни опасно поляризуются. Сегодня в мире из 1,9 млрд детей 75 млн не ходят в школу, из них 41 млн – девочки. Около 700 миллионов детей и подростков, можно сказать, неграмотны, если учитывать требования ХХI века, хотя в школу многие из них ходили два-четыре года. Но уже завтра их учить даже азбуке попросту будет некому.

Ясно, что об их доступе к высоким технологиям, увы, говорить просто нечестно. Притом число детей, которым не доступно образование, растёт даже там, где была ликвидирована безграмотность. Это страны бывшей советской Средней Азии, часть стран Латинской Америки, включая экономически растущую Бразилию, Индия, часть стран Северной Африки. По подсчётам ЮНЕСКО, количество детей, которым современная, технически оснащённая школа будет не доступна, к сожалению, в ближайшие годы будет расти. Вот и встаёт новая проблема – безграмотные люди в век высоких технологий.

Технологии усложняются, динамика развития ускоряется, а количество образованных людей, даже с начальным и средним образованием, сокращается. К тому же доступность и качество высшего образования из-за его дороговизны в развитых странах и низкого уровня в развивающихся в целом тоже снижаются. Цель ЮНЕСКО – переломить негативную тенденцию. К 2015 году ООН рассчитывает достичь всеобщего среднего образования в мире, а к 2018-2020 годам создать систему единых стандартов среднего и высшего образования с тем, чтобы квалифицированные специалисты свободно перемещались по миру, и их дипломы, если не повсюду, то в большинстве стран признавались. 

В центре этой идеи – учитель. Чтобы он не сбегал не только из начальной и средней, даже из высшей школы, ему уже мало прилично зарабатывать. Он должен стать не репетитором, подхалтуривающим на кусок хлеба, а неотъемлемой частью высокотехнологичного процесса. Пока это не так даже в Европе и Китае, лидирующем в мире по внедрению высоких технологий в разные сферы жизни. Так, «культурная революция» в своё время отбросила Китай на двадцать лет назад. Сегодня уровень образования в КНР, несмотря на мощную динамику экономического и культурного развития, не достиг количественного и качественного уровня 1970 года. В ЕС этот уровень топчется на результатах 1988 года, а в США, достигнув пика в 1996-м, падает. В России 2012 года уровень образования ниже, чем у советских школьников образца 1985 года.

Но самая острая проблема – регресс произошёл и не сбавляет темпы не только в количестве, но и в смыслах образования. Анализ ООН показывает, что в семьях, где есть от 5 до 10 детей, только 3,4 ребёнка получают среднее образование и 0,1 – высшее. В Латинской Америке родители забирают детей из 5–6-го классов с тем, чтобы увезти их на заработки – на кофейные или наркоплантации. В Азии и Африке порог лишения ребёнка образования ещё ниже – после 3–4-го класса.

В России проблема не так остра – обесценивание высшего образования из-за снижения его качества и снижение доступа к магистратуре из-за её дороговизны. Но проблема есть, и она общая. Россия из-за дефицита толковых педагогов и непродуманных реформ скатилась с престижного 11-го места в мире по уровню образования в 1985 году на 64-е в 2012-м, но в целом этот процесс характерен для многих стран.

В почти половине существующих государств грамотность вообще теряется, многие общества скатываются к патриархальному хозяйству и обменной торговле. Поэтому ООН настаивает на введении в законодательство стран положения, запрещающего забирать детей из средней школы, а также платить учителям не дотационную, а среднюю по экономике страны зарплату. Это – первый шаг к повышению престижности профессии педагога.

Но как правительства не всех стран согласны на введение такого закона, так и возможности у всех разные. Единственное, с чем никто не спорит – идея ЮНЕСКО вернуть учителю общественный статус и социальное положение, которое он занимал ещё в античные времена. Тогда было возрастное ограничение – до 30 лет педагогом быть было нельзя. Считалось, что надо чего-то в этой жизни достичь – завести семью, добиться успеха в каком-то ремесле, а потом учить жизни других. И таких учителей государство и родители высоко ценили во всех смыслах. Так, может, стоит, наконец, поучиться мудрости у древних?

Владимир Емельяненко

Также по теме

Новые публикации

В Институте востоковедения РАН прошла XV Международная конференция «Диаспоры Востока и России: прошлое и настоящее». В ней приняли участие более 30 учёных из 11 городов России, зарубежные гости из Казахстана, Израиля, Пакистана, Турции и Узбекистана.
На недавно состоявшемся в Пекинском университете иностранных языков (ПУИЯ) 7-м Вечере поэтической декламации «Я помню чудное мгновенье» и 2-м Конкурсе чтецов русской классической поэзии среди студентов пекинских университетов участники мероприятия эмоционально исполнили классические русские стихотворения, вызвав бурные аплодисменты.
Жарить шашлык нужно на тлеющих углях. Это правило известно многим. А вот как правильно поставить ударение в различных формах слова «уголь», знают далеко не все. Поищем ответы в авторитетных справочниках.
Один из северных старинных городов России был основан в 903 году, в то время как более 2000  лет назад на этих землях уже находились поселения. Долгие годы Псков и его старший брат Великий Новгород стояли на страже северо-западных границ Руси, отражая нападения немецких крестоносцев. Но не только своей богатой историей  интересен Псков сегодня. А вот чем же ещё, попробуем разобраться.
Сону Саини – индийский славист, переводчик и преподаватель русского языка. «Люблю экспериментировать с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного с помощью новейших технологий», – говорит он о себе. Г-н Саини ответил на вопросы «Русского мира» о переводах русской литературы на хинди и другие языки страны, а также о положении дел с преподаванием русского языка в Индии.
В Российском совете по международным делам готовится к выходу обновлённый учебник по публичной дипломатии, в котором появилась новая глава о соотечественниках. Автор учебника Наталья Бурлинова считает, что соотечественники за последние годы стали очень активными субъектами международных отношений России с другими странами.
В Париже впервые прошёл показ фильмов-лауреатов Международного кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова, организованный при поддержке фонда «Русский мир». Президент Фонда Вячеслава Тихонова кинопродюсер Анна Тихонова рассказала, как, несмотря на все препятствия, удалось провести фестиваль и показать лучшие современные российские фильмы.
Эстонское государство постепенно изгоняет русский язык из школ и детсадов. Согласно плану, утвержденному в 2022 году, перевод всех учебных заведений нацменьшинств (а в них учатся дети почти 30 % населения) на государственный язык должен завершиться к 2029-му.
Цветаева